Производственный роман:
Ускорение темпа истории, вера в возможность обгона времени. появляются в 30-е гг:
- В. Катаев «Время вперед»
- Шагинян «Гидроцентраль»
- Малышкин «Люди из захолустья»
- Илья Эренбург «День второй».
Формирование связано не только с изобилием жизненного материала, но и с требованиями со стороны литературной критики – писатель должен принять участие в формировании бесклассового общества. Герой – член коллектива, участник производственного процесса. Читатель- человек неустоявшегося мировоззрения, объект воспитания. Действие обычно происходило на знаменитых стройках: Магнитка, Кузнецк, Комсомольск-на-Амуре. Отутствовал центральный персонаж – композиционный центр – группа, коллектив, фактор, движущий действие – решение производственной задачи.
Особенности:
- в основе – сюжет новостройки, строительство гиганта, который становится смысловым центром. Сюжет новостройки есть модель общества. Появляется идея штурма и наступления на природу.
- герой – человек нового сознания, причастный к изменениям – прорыв в развитии человека – из скудости жизни – рывок к свету, всестороннему развитию.
- будет представлена особая концепция труда – это высшая основа жизни. жертвенный труд
- ставится проблема существования интеллигенции, расслоение общества. # Володя Сафонов в романе Эренбурга.
Эренбург «День второй».
В течение 3х месяцев Эренбург колесит по России, посещает великие стройки 1ой 5летки. В конце концов выборе его падает на 2 сибирских города – Томск и Новокузнецк, где буквально на голой земле возводится мартеновские печи кузнецкого металлургического комбината.
В романе ощущается эпическое начало, здесь рвутся наружу ярость и боль страны: падающие от усталости рабочие, голодающие крестьяне, дети и родители, доносящие друг на друга, сосланные кулаки, фанатики коммунисты, карьеристы и спекулянты, ударники, ютящиеся в землянках.
На таком апокалиптическом фоне разворачивается история героя, который воплощает драму русской интеллигенции. Главный герой романа, молодой человек Володя Сафонов, уроженец Томска, вырос на чеховских ценностях: уважение к личности, любви к литературе, верности профессиональному долгу. Однако для советского гражданина такие установки – лишний груз. Володя бросает учебу и вместе с молодыми рабочими отправляется в Кузнецк, на стройку, в надежде стать вровень со своей великой эпохой. Но его сознание не позволяет ему освободиться от индивидуализма и от презрения к окружающим его невежественным энтузиастам.
Володя ведет дневник, где безжалостно издевается над «новым человеком». Володя иронизирует над самоуверенностью своих товарищей. Но сопротивление Володи против этого бессмысленно.
Т.о. в этом романе выдвигается и достигает трагического пафоса проблема одиночества человека высокой культуры, оказавшегося вынужденным существовать в среде людей, принадлежащих к другой культурно-исторической эпохе, которые только приобщаются к грамоте, приобретают известный «культурный минимум». Одиночество приводит Володю Сафонова, чувствующего себя изгоем, к самоубийству.
Страх перед историей и одновременно обожествление ее – вот пафос этой книги. В отличие от большинства своих современников Эренбург не исповедует марксизм. Его терзает другое – страх уничтожения, которым вновь и вновь угрожает ему история.
В кругу однотипных произведений производственного жанра «День второй» отличается отступлением автора от принципов однозначности текста, который построен у Эренбурга на монтаже разноплановых фрагментов и введении разных т.з., что допускает взаимоисключающую их компоновку и => трактовку.