40-50е гг. – зрелая поэзия Пастернака: сб. «На ранних поездах», «Стихотворения Юрия Живаго», «Когда разгуляется».
В 40-50е гг. в творчество Пастернака входит историософская проблематика. Поэт исследует столкновение человека с роком истории, под которым понимается тема войны и существование личности в трагической истории.
Ключевое программное стих-ие зрелого Пастернака – «Гамлет» (1ое стих-ие кн. «Стихотворения Юрия Живаго»). В нём выражена концепция трагической судьбы душевно свободной личности. Тема Гамлета (=тема Христа) – это тема Юрия Живаго. Это позиция мыслящего человека. Стих-ие завершается пословицей «жизнь прожить не поле перейти».
Стих-ие «Нобелевская премия» (из кн. «Когда разгуляется»). Новозаветная идея. Противопоставление ветхому завету.
В зрелом творчестве Пастернака:
- появляется пластическая поэтика – изображение бытовой конкретики.
- усиливается биографическое начало
- происходит изменение субъектно-объектной организации: от лирического героя как очевидца истории (кн. «2 рождение») к её участнику.
«Когда разгуляется» (кон. 1950х гг). Основные темы:
- Тема «оттепели» (после 20 съезда). Появляется надежда на изменение соц. климата, а с др. стороны – раскрепощение человека как творческой личности.
- Трагическая тема и сопричастность бытию; спасительность природной гармонии. # «В больнице», «Нобелевская премия».
- Новое изображение природы: лир. герой постоянно ощущает радости первооткрытия. # «По грибы» - духовное родство с природой. # «Тишина» - выход во вневременное и ощущение бессмертия.
- Проблема смысла чел. бытия и его предназначения. По Пастернаку, смысл человеческой жизни очень прост. Человек – это кольцо в цепи поколений => жизнь человека – это соединение прошлого с будущим. В связи с этим важна тема памяти. Во многих стихах присутствует идея вхождения в будущее. Т.о. смысл жизни в том, чтобы всё пережить и всё пройти. Метафорами жизни становятся: дорога, поездка, время (# «Снег идёт»). # «Единственные дни» - этот оксюморон и есть представление Пастернака о жизни.
- Тема творчества. Наблюдается эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака. Природа художественного творчества: творчество – это напряжённое взаимодействие S и O, это напряжённый контакт поэта с реальностью. Метафора контакта: вольтова дуга, искра, заряд.
Пастернак размышляет и о назначении искусства. Искусство было всегда и никогда не начиналось. Поэзия для него знакомая незнакомица. В его стихах часто употребляется слово «опять», что означает: увидеть обыденный мир по-новому.
Есть цикл из 4х стих-ий «Художник» (кн. «На ранних поездах»). Поэзия для Пастернака – это накопление и непрерывность, т.к. поэт подготовлен состоянием предшествующей мысли. Тема творчества имеет для него христианские коннотации. В концепции Пастернака Христос связан с идеей Рождества, чуда, которое он подарил миру. И поэзия, соответственно, это тоже чудо, а каждый поэт – это явление рождества. Поэт отражает видимое, прозревает невидимое. Поэт живёт здесь и одновременно всегда, он преобразует, изменяет жизнь, готовя будущее.
Тема поэта имеет и этические параметры # «Быть знаменитым некрасиво».
# «Вакханалия» (кн. «Когда разгуляется») - в центре спектакль, где играет Мария Стюарт. Лир. герой выражает впечатления об игре актрисы.
# «Музыка» (кн. «Когда разгуляется») – стих-ие отвечает на многие вопросы, связанные с темой поэта и поэзии. Художник есть нечто, живущее здесь и устанавливающее законы. Творчество – весь мир, всё может быть его объектом.