Книга «Сестра моя - жизнь» (1922). Центр. тема – природа. # «Плачущий сад» - уже в название вынесен природный образ. Природный мир живёт своей, недоступной человеку, жизнью. Человек здесь лишь соглядатай. Он не вмешивается в природу, а наблюдает. Природа часто уподоблена человеку, но она вневременна.
Тема революции – значима, но в стихах она прямо не звучит, кроме 1 стих-ия «Кремль в буран» (1918).
Любовная тема. # «Памяти демона» - переплетены образы культуры, истории, природы и любви как актов самообновления жизни и человека.
В этой книге новое мироощущение лир. героя – авангардная эстетика:
- панметафоризм – сверхметафоризм (свойственно для Маяковского).
- сюжеты стихов как поток сознания.
- расширение стилевого диапазона: поэтика алогизмов и диссонансов => с 1 ст. -упрощение языка из-за просторечных выражений; с др. ст. – масса слов иностранного происхождения.
- предметы и явления сдвинуты с привычных мест и приведены в движение, мир пишется целиком. Т.е. в сюжете каждого стих-ия и в книге в целом мир воспринимается как целостный акт.
- универсальная составляющая творчества – безумие и импровизация: «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд».
Книга «Второе рождение». В самом названии книги уже заложено следующее:
- проблема самоопределения личности в истории (соц. тема);
- тема творчества (призвание поэта);
- идеализация нового женского образа.
1. Соц. тема связана с появлением «Стансов»: «столетье с лишним не вчера» - это буквальное повторение Пушкина, чтобы показать веру в то, что мятежи и казни закончатся. Также к этой теме относятся: «Мне хочется домой – в огромность…», «Когда я устаю от пустозвонства» - миру фарисейства противопоставляется дом поэта.
Появляется и мотив жертвенной личности # поэма «Лейтенант Шмидт», роман «Спекторский».
2. Тема призвания поэта, смерти и бессмертия, или второго рождения. # «О знал бы я, что так бывает…»; «Смерть поэта» - по названию оно восходит к Лермонтову, но посвящено самоубийству Маяковского. Это стих-ие утверждает, что смерть поэта – это его второе рожденье, т.е. возвращение к своей истинной сути. Тема освобождающей смерти восходит к идеям Платона.
Для Пастернака поэзия – это не творчество, а призвание. Его поэзия – это мировоззрение, это жизнь. И нужно сполна платить за то, что ты высказал.
3. Тема женщины. Стихи о любви Пастернак писал, начиная с ранних книг. Взаимоотношения Я и Ты у него представлены как разрыв. Начиная с книги «Второе рождение» Пастернак идеализирует женский образ. Возникает метафизика женского образа: с 1 ст. бытовая ситуация, т.е. женщина реальна, с др. ст. она непостижима.
# «Никого не будет в доме» - стих-ие двучастно: 1. Соц.-ист. Ситуация (тоска поэта связана с зимой); 2. Появляется ирреальность.
# «Любить иных – тяжёлый крест». Женщина есть нечто, что необъяснимо и неразгаданно. В стих-ии заложен смысл, что любая любовь есть второе рождение [именно поэтому присутствуют мотивы сна и пробуждения].
# «Красавица моя, вся стать» - идеализация женщины как символа красоты.
В этой книге рождается новая поэтика Пастернака: в большей мере усиливается простота.