Даниил Хармс (Ювачёв; 1905-1942) возглавлял «академию левых классиков» (это 1ое название Обериу). Они постоянно организовывали концерты, вечера (# «Вилки и стихи»), которые непременно носили эпатажный характер.
Хармс – создатель нового искусства, но сам он его определял как чушь и ересь. Хармс любил всякие розыгрыши и шутки, он был мистификатор. Эстетика Хармса – поэтика бессмыслицы, парадокс. Это, прежде всего, подразумевает отрицание предшествующего искусства. Утверждая звезду бессмыслицы, он ориентируется на Хлебникова. Новая поэтика освобождает от всяческих штампов. Его поэтика отсылает к 3м именам: Козьма Прутков, Льюис Кэрролл и 1ый авангард. Связь с ранними годами выражается в стих-ях: «Мы с Афилей», «Жил-был в доме 33 единицы», «Плих и Плюх», «Мыр» и др. Просто ерунда – это именно то, что интересует Хармса.
Вместе с тем Хармс был человеком, который серьёзно размышлял над эстетикой. Алогизм у Хармса имеет универсальное значение и выполняет 3 ф-ии:
- неутилитарная ф-ия искусства. Шокирующая белиберда для него прекрасна, т.е. это ф-ия с «+» значением.
- с др. стороны алогизм обозначает и всё безобразное => «-» значение.
- третья ф-ия, которая реализуется в повести «Старуха» - иррациональное начало, нечто непостижимое.
Даниил Хармс работал и в иных сферах – он писал философские тетради (30е гг.). В них он даёт ключи к своему творчеству. Существенное значение у него имеет цифровая символика. Главные числа – 4 и 2. 4 – гл. число Вселенной, это строение мира; а 2 – просто неблагополучное число. Хармс пишет и несколько статей математического порядка: «О времени. О пространстве. О существовании», «О кресте» (крест – это символ существования; препятствие – источник жизни), «Нуль и ноль», «О круге» (особая семантика круга и шара) и др.
В раннем творчестве (кон. 20х гг.) формируется определенная система мотивов и образов. Ключевой мотив – текучесть и => образ воды как её символ. (# «Вода и Хню»). Ещё 1 мотив – битва со смыслами – который подразумевает необходимость разрушения прошлого творчества (# «Сабля»). Важен для Хармса и образ шкафа как символа творчества.
Во 2ой пол. 30х гг. в его творчество входит трагическое. В 1932 Хармса впервые арестовывают и обвиняют. => Появляются мотивы стоячей воды, исчезновения и молитвы. Центральной становится идея разорванности и фрагментарности. # «Откуда я?» (1939) – неприятие эстетики реализма выражается в длительном перечислении различных предметов – это пародия на реализм.
Пьеса «Елизавета Бам». Она связана с проблемой осмысления человеческого существования. Елизавета Бам – это девушка, за которой приходят 2 человека, чтобы арестовать её. Но абсурд в том, что 1 из этих людей убит. Елизавету никто не может защитить. Даже мать отказывается от неё, мать сошла с ума. Затем начинается всеобщее беспамятство, распадение сознания. В итоге отец Елизаветы убивает уже якобы убитого.
Хармс обращается и к прозе. Так появляется цикл «Случаи» (сер. 30х гг.), который состоит из 30 фрагментов. Персонажи этих фрагментов изуродованы, это недолюди. Случай у Хармса воплощает бессмыслицу бытия. # «Голубая тетрадь № 10» - про 1 рыжего человека, у которого ничего не было (ни глаз, ни ушей, ни рук ни ног и т.д.) и «лучше мы о нём не будем больше говорить». # «Вываливающиеся старухи» и др.
Алогизм в цикле: 1. м/у названием и сюжетом; 2. алогизм сюжета; 3. композиции; 4. повествования; 5. м/у текстом и заключением.
1 текст в цикле («Голубая тетрадь №10») задаёт общий тон: Хармс говорит о распадении мира. В цикле исключена культурная память, задан нулевой хронотоп, принцип утилитаризма, усреднённость. Есть несколько ключевых тем:
- Тема жестокости и издевательства. # «Машкин убил Кошкина», «Суд Линча»; «Что теперь продают в магазинах»: Каратыгина раздражает, что Тикакеев опаздывает. Они ссорятся. В конце 1 ударил большим огурцом 2, тот упал и умер: «Вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!». Эта тема завершается в цикле убийством # «Пакин и Ракукин» - они ругаются, затем Пакин ударил Ракукина, тот упал и не отвечает. Пакин уходит, а ч/з 14 мин. из убитого вылезла мал. душа. Из-за шкафа вышел ангел смерти и увёл ракукинскую душу. Герои одинаковы, это недочеловеки, у которых нет души.
- Тема утраты памяти. # «Сонет» - от 1 л., т.е. он ничем не отличается от всех остальных. Сюжет: что вперёд – 7 или 8? Герои просто не помнят, что раньше => мотив амнезии. Они не могут найти смысла, смысл утерян.
- Тема исчезновения и неузнавания. # «Оптический обман» - Семён Семёнович надевает очки и видит мужика на сосне, который показывает кулак, снимает очки – не видит => оптический обман. # «Потери» - герой купил фитиль и понёс домой, по дороге потерял его и пошёл за колбасой, так он и дальше терял одно и покупал другое. Текст Хармса – это выпадение.
- Тема чуда. # «Макаров и Петтерсон» - 1 из них читает таинственную, волшебную книгу, как только произносит её название (Малгил), они превращаются в шары. # «Анекдоты из жизни Пушкина» (7 анекдотов) – Хармс хочет показать советизацию Пушкина (30е гг.). Такое пародирование – это полемика с официальной советской лит-рой. Хармс хочет защитить Пушкина.
Исследователи 20 в. обнаруживают у Хармса кумулятивный принцип – нанизывание. Случаи очень мал. размера – они похожи на стихи – циклизация.
Повесть «Старуха» - написана от 1л. лир. повествователь – художник, сам себя он называет чудотворец. В повести показано, что миром правит некая непостижимая сила. Герой на улице видит старуху с часами, спрашивает, сколько времени. На часах стрелок нет, но она всё равно отвечает. Потом эта старуха приходит к нему в кв. и начинает им повелевать, всячески издевается над ним. Потом она умирает, он в ужасе пинает её и теперь боится, что его арестуют. Уходит к другу, напивается. Приходит обратно и обнаруживает, что она мёртвая, но как живая. Запихивает её в чемодан и хочет выкинуть в болото. Зависимость от старухи, страх и ужас постоянно усиливаются. Получается так, что чемодан крадут, герой молится и повесть завершается. В этой повести впервые у Хармса появляется цвет – зелёный.
Повесть можно прочитать и биографически: у Хармса страшная судьба (дважды его арестовывали, был в ссылке, закончил жизнь в психбольнице). Прочитывают повесть и ч/з метатекст (# Плюшкин).
Даниил Хармс – художник, в котором видят предтечу постмодернизма, театра абсурда.