Основные темы поэзии А.Т. Твардовского послевоенного времени: 1) возвращение 2) жестокая память.
Возвращение у него связано не с победными салютами, а с осознанием ужаса потерь и ухода погибших.
В 1946 г. Твардовский создает подлинный шедевр на тему памяти войн – стих-ие «Я убит подо Ржевом». Это реквием погибшему солдату, который из могильного мрака с тревогой вопрошает живых о судьбах спасенного им мира. Суть в том, что это тема «из бездны взываю» (из католической молитвы). Всё стих-ие – монолог. Твардовский говорит о том, что человека нет, но духовная связь с живыми сохраняется. => Тема ответственности за погибших.
Память, по Твардовскому, жестока, т.к. она лишает покоя и мирного существования: мирная картина природы сменяется взрывами.
Есть цикл «Памяти матери» (4 стих-ия): об обретении индивидуального сознания. Отец Твардовского был врагом народа, и поэтому Твардовский отказался от него. После чего долгое время переживал по этому поводу.
Нелёгкий процесс перехода от войны к миру, возвращения к мирной жизни, стремление осмыслить его сложность привлекали внимание многих писателей. # Рассказ Платонова «Возвращение» (1946). Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько «возвращение к себе», утраченному четыре года назад.
Важным является образ Петруши – сын главного героя. В нем прослеживается идея ответственности детей за судьбы взрослых. Война возложила на плечи Петруши недетские заботы, он стал своеобразным хранителем домашнего очага. Именно Петруша излагает свою философию жизни, христианскую идею прощения и доброты. Есть главное дело – жить, а не ругаться, не вспоминать прошлое.
Финал рассказа несет в себе освобождающуюся силу и просветление остывшей в годы войны души. Иванов узнал в бегущих на перерез поезду своих детей и медленно «возвращается» в нормальный, послевоенный мир, где главное – любовь, заботы, человеческое тепло.