Развитие поэзии периода войны определяется внеэстетическими факторами: онтологическая миссия человека – спасение нации как этноса – определяет перестройку лит. процесса в 1941–1945 гг. Ведущее место в нём занимает поэзия, т.к.: 1) это наиболее мобильный род лит-ры; 2) наиболее эмоциональный род лит-ры, напрямую выражающий самосознание и мироощущение человека; 3) имеет массовый характер => доступно и понятно всем, актуально для каждого. Поэзия тех лет отмечена жанрово-стилевым многообразием: публицистические, повествовательные, и исповедальные жанры.
Публицистические жанры (клятва, плакат, воззвание). # Песня (воззвание) Вас. Лебедева-Кумача «Священная война» родилась практически в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всём протяжении его мужественного пути к победе. Именно с этой песни начинало свои передачи советское радио. Песня носит ораторский, призывный, агитационный характер, родственный злободневной газетной публицистике. Наиглавнейшее место в песне занимают повелительные обращения к слушателю – к народу и стране. В них прослеживается черта плакатности.
Песня «Священная война» во многом предвосхитила основные краски, тональность и образность военного художественного слова, а главное – дух подлинной народности, монументальный образ массы, лаконизм взволнованной речи, слова, вдохновленного несокрушимой верой в победу.
Иной характер имеет клятва Ахматовой «Мужество». Здесь также используется местоимение Мы, но оно несёт другое значение, под Мы подразумевается не только рус. народ, но и сам автор. В стих-ие проявлена ориентация на внутренний мир, на духовную составляющую. Строки одухотворены мечтой о свободе, но т.к. христианское сознание => бессмертие души.
Большое агитационное значение имело публицистическое стих-ие Симонова «Убей его!». Этот стихотворный плакат насыщен эмоциональной гражданской страстью, что выразилось в ударной, афористической чёткости и графической ясности.
Т.о. осн. черты поэтической публицистики:
- острая отточенность публ. формы,
- глубочайшая ненависть к врагу,
- горячий гуманизм,
- глубочайшая вера в торжество человечности.
Лирика инд. переживания (исповедальная жанры: письмо, диалог и внутренний монолог, дружеское послание). Осн. черты:
- страстность гражданского языка,
- высокие помыслы, устремленные к борьбе за свободу своей Родины,
- в центре – изображение дух. мира личности, но это именно реалистическая обрисовка чувств.
# Стих-ие Симонова «Жди меня»: есть лир. герой (от 1 л), но он имеет обобщающий характер. Форма – письмо любимой. Сквозной мотив – любовь и верность на войне, которая даже в жестоких условиях не даёт сердцу очерстветь и опустошиться. Женский образ – не реальная героиня, а идеализированная. Женская любовь предстаёт здесь как оберег. В полемику с этим стих-м вступает стих-ие С. Орлова «Я своих фотографий тебе не дарил». Это мужское сознание «фронтового поколения» => отторжение любви и романтики.
Стих-ие «Открытое письмо»: в центре образ изменяющей женщины, резко отличающийся от женщины идеальной, представленной у Симонова. Героиня этого стих-ия становится, по сути, косвенной причиной гибели солдата, который оказался никому не нужным.
Есть ещё одно наиболее выразительное лирическое стих-ие, посвященное воюющей Отчизне - «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Симонова. Оно выдержано в некрасовских интонациях, исполнено вины и гордости, а также проникнуто ощущением необозримого исторического пространства. Словом и сердцем поэт прикоснулся в нём к истоку существования нации, к безбрежному крестьянскому морю, далёким прадедам, кормильцам и защитникам Руси.