Существенное значение в драматургии имело развитие условных форм. В 1936 году прошла дискуссия о формализме, утвердившая единственность жизнеподобной поэтики в искусстве (под сомнением фантастика, гротеск, пародия, любые условные формы). В творчестве Е. Шварца условная модель действительности становится способом обращения к важнейшим проблемам современности. Сквозь сказочные архетипы «Голого короля», «Тени», «Дракона» просвечивает ист. реальность ХХ века. Игра и эксперимент сближают Е. Шварца с театром абсурда, с которыми он был хорошо знаком.
Драматургию Е. Шварца (1896 –1958) отличает дух экспериментаторства в области формы и глубина проникновения в противоречия действительности, он продолжает искания драмы 1920-х годов. Условная форма сказки – способ разговора о насущном.
Дракон в пьесе Шварца:
- зверь (ящерица), чудище. Он всесилен, наделен сверхчеловеческими возможностями, это персонифицированное зло: он правит триста лет, уничтожил массу людей, забирает в жены каждый год красивую девушку. Шварц разрабатывает идею зла, которое выдает себя иным, разыгрывает доброго, ведет двуличную игру, когда каждый знает, кто есть кто; он мифологизирует себя, актерствует, или играет роль.
- Дракон Шварца тоже связан с инфернальным миром: он появился на свет в день страшной битвы, «выполз из-под земли».
- Дракон наделен «солдатской выправкой»; в своей речи он постоянно использует воинские команды, ч/з призму военных действий воспринимает мир.
- Дракон неуничтожим: его убивают, появляется Бургомистр.
Среди богатого спектра мотивов, развенчивающих драконье государство как систему, ведущее значение имеют два: мотив карнавализации жизни и мифологизации собственной власти => гротеск как средство сатирического осмеяния.
Карнавализация жизни подразумевает стремление выдать желаемое за действительное, исказить реальное с помощью демагогических лозунгов. Дракон разыгрывает некий спектакль счастливой жизни народа и его любви к диктатору. Шварц использует мифы массового сознания и клише советской эпохи. Один из актуальных мифов связан с идеей о том, что прежняя власть – тирания. Проявлением карнавализации жизни становится манипулирование массовым сознанием, демагогия и ложь, перевернутость всего с ног на голову. Например, сцена боя в сказке Шварца, когда поражение дракона выдают за тактические маневры.
Дракону противостоит герой – рыцарь, носитель альтернативного сознания: Ланцелот в «Драконе». Он приходит извне, и оказывается в городе случайно. Он дан в статике, неизменен в своих сущностных качествах. Ланцелот – «профессиональный» рыцарь, его родословная огромна.
В пьесе Шварца присутствуют коннотации женского мифа, восходящего как к сказочному архетипу, так и к рыцарскому средневековому роману (ч/з имя героини – Эльза). В пьесе Шварца Ланцелотом изначально по предназначению движет стремление спасти героиню, Ланцелот призван жертвовать собой, обречен на спасение девушек, но для него важно и индивидуальное соответствие высшей цели: он хочет, чтобы девушка ему понравилась.
Главная тема пьесы Шварца – «вытравить» дракона в себе. Освобождение города происходит для его жителей безболезненно, без их участия, «чудесно», силами извне – это миссия Ланцелота.