40-60е г - новое мироощущение, обращение к трагическим противоречиям человеческого существования. Соц. трагедия тоже присутствует. Это стихи о войне – цикл «Ветер войны». Темы:
1) Ахматова ощущает беспощадность течения времени. Способом противостояния времени становятся творчество, память, культура и любовь.
2) Тема тв-ва возникает сразу. Участь поэта: иди один, чтоб исцелять, но будешь слышать глумление. Возникает тема зависти к учителю, предательства. Первый цикл – «Тайны ремесла» ставит проблемы тв-го процесса и воспроизводит сам творческий процесс # «Творчество». Творчество – и конкретное, но и непонятное, невыразимое. Слово извлекается из небытия. Поэт – инструмент, который фиксирует текст, который откуда-то поступает. Возникает проблема связи поэта и реальности # «Мне ни к чему одические рати», «Когда б Вы знали, из какого сора…».
У Ахматовой есть образ Музы. Поэтический дар дан свыше, и человек беззащитен перед ним. Но тексты Ахматовой ироничны # «Как мне жить с этой обузой». Тут же появляется проблема собеседника и ответственности поэта # «Читатель» (близко Мандельштаму). Читатель – зарытый клад. Он тайна.
Ставится проблема и невоплощенности слова – муки тв-ва. Эти муки не всегда заканчиваются конкретным результатом => драма творческого процесса # «Много еще, наверно, хочет»: значение слова в развитии мира. Слово дает жизнь несуществующему, тому, что желает быть.
3) Тема памяти появляется в книге «Anno Domini», далее в цикле «Тростник» # стих. «Подвалы памяти». Циклы «Северные элегии», «Венок мертвым», «Поэма без героя». Память – аналог живой воды. это способ противостояния хаосу бытия и социальной реальности. Цикл «Северные элегии». Эпиграф из Пушкина: «Все в жертву памяти моей». 6 элегий. 3 плана:
- лирическая героиня – биограф XX века.
- переосмысление собственной биографии с точки зрения выявления судьбы поэта.
- биография своего поколения.
Категория памяти позволяет выделить 3 вида: память индивидуальная, которая воспроизводит дух времени; исторические события; культурная память.
3я элегия – индивидуальная память воспринимает ужас. 2я элегия – осмысление своего места в Серебряном веке: «В грядущем прошлое тлеет». Завершение – размышление о сущности времени: «Есть три эпохи у воспоминания» (6я элегия). Индивидуальная память ограничена. Память может иссякать. 1 время – ближайшее время. 2 время – более далекое: можно забыть какие-то проступки. 3 время – что исчезает из прошлого – это и страшно.
Цикл «Венок мертвым». Посвящение Анненскому, затем входит Булгаков, Пильняк, Цветаева, Пастернак, Мандельштам. Венок - переплетение своего голоса и других # «Борису Пастернаку», «Нас четверо». Культурная память – некая ось истории.
4) Тема любви. Имеет трагич. аспект, т.к. разлука. Внутр. мир лир. героини - противоречие человека и поэта. # «Полночные стихи»: «Cinque» (четверо); цикл «Шиповник цветет».
Тема невстречи: была встреча, потом расставание. Любовь была, и она сохранилась. Герои разлуку несут наравне # «Во сне». Встречи нет, т.к. она опасна для жизни. Эта любовь жертвенна. Ахматова зашифровала ее в мифе об Энее и Дидоне.
Есть тема несбывшегося. Это план несостоявшегося, но мыслимого. Это победа Ахматовой над судьбой. Цикл «Сожженные тетради» раскрывает тему творчества: запрещенная любовь воплощается в творчестве, реализуется во снах.