Поэт превышает человека. Поэтический дар диктует, как жить. «Я живу не для миллионов, не для одного, не для себя, а для вещи».
Цветаева пытается размышлять об эстетике поэтического творчества. 2 типа поэтов:
- из истории Маяковский
- без истории. Те, кто идеи берет из своего сознания.
Поэзия – высшая форма духовной деятельности человека. поэт служит Абсолюту # «В синее небо ширя глаза…». Поэзия – это стихия и ритм.
Поэтический дар дан свыше. Явление поэта в мир подготовлено еще задолго до его рождения # «Цветы растут, как звезды и как розы».
Микроцикл «Поэт», в котором 3 текста. Поэт – комета. Это явление редкое, уникальное, космического масштаба, производит на земле существенные изменения. Поэт живет по другим законам. Кант здесь – авторитет, который разрушил все ценности. Поэт обгоняет свое время. Поэт сравнивается с Иовом – символ страдания. Но поэт не откажется от своей участи, т.к. она дана ему свыше.
Проблема творческого процесса. Цикл «Деревня». Древо – переход из земной жизни ввысь. Пограничная ситуация – творчество. Творческий процесс духовный и физический # цикл «Стол»: физическое исполнение духовного задания. # «Квиты»: оппозиция «я» – «другие» (мещане).
Поэт и история. Поэт всегда в конфликте со своим историческим временем. Поэт – современник всех времен # «Век мой – враг мой…».
Цветаева делит всех на поэтов и непоэтов. Человек живет здесь и сейчас, а поэт – там и всегда. Есть идея братсва всех поэтов. => много стихов-обращений к поэтом # стихи к Пушкину, цикл «К Блоку» («Имя твое 5 букв»), «К Маяковскому». У Цветаевой поэт бессмертен.