Цветаева (Москва) занимала инд-ую позицию в Серебряном веке. Она присутствовала на всех сборах, но обособлялась. Эту же позицию она занимала и в эмиграции: «Литературных влияний не знаю, знаю только человеческие». Субъективность – исключительная черта ее личности и творчества.
Периоды творчества: 1.Раннее до 1916 г. (сб. «Волшебный фонарь», «Ученический альбом»), 2 Зрелое («Версты 1, 2», «Ремесло»).
Наследие Цветаевой разножанровое. Точки роста:
- Рубеж 20х гг. # поэмы «Молодец», «На красном коне», «Конец Казановы», «Царь-девица».
- 2 половина 20х гг. # сатира «Крысолов», «Поэма воздуха».
- Середина 30х гг. # сатирическая трагедия «Тезей», «Мой Пушкин».
Особенности поэтического мира Цветаевой:
1. Поэзия безмерности. В основе лежит идея бытия как высшего блага преимущества. Жизнь – высшее благо, истина. Жизнь и должна быть максимально реализована => выделение глагола «быть»:
- Употребление в разных формах: древних. Канцелярских и т.д.
- Разные речевые стили => выделение «быть» синтаксически: ударное положение (конец, начало строфы).
- Выделение графически, ритмически, начертательно.
Разводятся понятия «жить» (знак конечности) и «быть» (остаться в вечности).
2. Цветаева не занималась философией, но обладает экзистенциальным мышлением. Связана с Кьеркегором: «Жизнь, как бытие в смерти».
3. Лир. героиня – гл. S и Ob реальности. Всеядность, жажда жизни – ее осн. Признаки => тема всехотения # «Молитва». Характерна гиперболизация сюжета, использование слов с семой «безмерность» (чрез-, сверх-). Для лир. героини хар-на витальная, растительная сила. Она устремлена к самосознанию «Я» ч/з опрокидывание правил => и ее богоборчество и ее богоравенство. Вырабатывается особый смысл жизни – пляска на острие ножа.
Концептосфера:
- огонь,
- хлещущая кровь,
- вода,
- лестница (вертикаль вообще),
- семантика красного, белого и черного цветов.
4. Цветаева не любит реальность => мифотворчество. Образы из мифологии: Психея, Федра, Сивилла, амазонки, Афродита. Знаменуют столкновение с роком и трагичность существования такие образы, как Манон Леско, Жанна д’Арк, Кармен. # «Офелия в защиту королевы». «-» герой – Гамлет. Он отказывается от реальной жизни и любви Офелии, обрекая ее на смерть.
У Цвет. высокое и низкое меняются # микроцикл «Федра». Цикл «Георгий»: победив гада, он меняется – превращается в невынесшего победы Георгия.
Мифологизируется образ вечной женственности. # «Кто создан из камня, кто создан из глины…». Ключевой является оппозиция лир. героини и всех остальных. Морская стихия – традиц. романт-ий образ, символ творчества.
# «Плавучий остров». Героиня – исток, процесс миросозидания. Стержневая коллизия – м/у 2 ипостасями: миросозидание и обычная женщина.
Цветаева создает свои мифы о любви. Любовь – это сущность человеческой жизни, а она иррациональна и всегда катастрофически завершается # «Как правая и левая рука…». Цветаева пытается постичь законы любви # «Я страница твоему перу…». Закон любви: любовь – отказ от своей сущности, освобождение от гордыни # микроцикл «Магдалина». Все сюжеты завершаются трагически. Несколько сюжетов: 1. Разлука # книга «Разлука»; 2. Разрыв # микроцикл «2 песни»; 3. Ситуация невстречи, # «Новогодняя», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Провода» (посвящено Пастернаку), поэма «Царь-девица». Встречи избранных не происходит.
# «Вчера еще в глаза глядел…». Сразу обозначена ситуация обратимости. Носитель трагического – всегда женщина: смерть и коллизия м/у любовью и земной жизнью. Любовь – бедствие, все попытки ее понять тщетны и бессмысленны. «Поэма Горы». На горе совершается брак. Спуск с горы – необратимость. Обыденный мир – сытый мир.
Миф о революции. Книга «Лебединый стан». Революция – чужая. Лебеди – белая гвардия. Революция – столкновение худородного раба и белой кости. По мысли Цветаевой, есть угроза гибели нац. святынь => поэтизация белого движения. # микроциклы «Дон» и «Посмертный марш»: белая гвардия – белые голуби, рыцари, звезды, лебеди. Для Цветаевой белогвардейцы – жертвоприношение во имя святости России.
Также возникает мотив падения престола. Царь избран не сам => святость. А большевики – самозванцы, которые претендуют на чужое. Первый самозванец – Петр I, т.к. против дедов, за сынов. Возникает и тема оплакивания русских святынь # «Идет по луговинам лития…».
Проблема народ и интеллигенция: интеллигенция связана с понятиями: род – порода – благородство. Революция воспринимается не с гражданских позиций, а с чисто человеческих. «Одна из всех, за всех, против всех» – это идея Цветаевой о милосердии ко всем жертвам. # «Взятие Крыма», «Стенька Разин», «Пожалей». Она не принимает Гражданской войны и выступает с т. з. всех матерей. # «Красный зверь»: идея всепрощения, милосердие