В конце 20х гг. авансцену литературного процесса занимает направление, представители которого создали мифологию советской эпохи. Кульминацией в развитии этого феномена стали 30е гг., отчасти годы войны. Послевоенное десятилетие было периодом угасания этого направления.
В данном контексте необходимо дифференцировать такие явления, как социалистический реализм – культурная парадигма, согласно которой осуществлялось огосударствление литературы, и литература (проза) социалистического выбора. Если социалистический реализм был порождением сознательных усилии государства подчинить себе естественное развитие литературы согласно провозглашенному официальной критикой канону, то создание советского мифологического пространства явилось результатом стихийных устремлений писателей, одушевленных идеей социализма.
Социалистический реализм занимает ведущее место в литературном процессе. Философское основание – марксизм, который базируется на экономическом учении. Поэтому для писателей существует только единая эмпирическая реальность (все, что дано нам ощущениями). Концепция человека – социальная личность, которая реализуется в творческой реальности. Это классовый идеологический герой, который реализуется в социальном деянии.
Социалистический реализм поддерживался с помощью ряда общественных структур и мероприятий: создание Союза писателей, членство в котором обеспечивало необходимый для публикаций социальный статус. Способом государственного воздействия были и разного рода премии и поощрения.
Литература социалистического реализма транслировала «полезный» с точки зрения официальной критики «продукт», тиражировала мифологемы, которые представлялись наиболее удачными в идейном плане. Мифы:
- О крушении старого мира.
- О новом культурном герое.
- О жертвоприношении во имя нового общества.
- О победе над временем.
- О едином советском народе.
- Миф об отце народов.
Мифотворчество было призвано гармонизировать хаос, воцарившийся в безрелигиозном обществе, которое лишилось традиционных нравственных ориентиров. Советская мифология помогала человеку освоить новые жизненные модели, возникшие в результате революционного взрыва, способствовала преодолению экзистенциального одиночества, включая людей в отношения сотрудничества и взаимопомощи.
Становление социалистического реализма связано с перестройкой родо-жанровой системы. На первое место выходит проза, важна и публицистика # «Несвоевременные мысли» Горького. Рассказы тяготеют к циклизации # «Донские рассказы» Шолохова. Литература связана с освоением нового состояния бытия и места человека в нем. Главный предмет: революция как миротворение # Серафимович «Железный поток», Гладков «Цемент». Для этой литературы характерна проблема насилия и гуманизма. Литература этого направления оправдывает насилие как неизбежность, утверждает упоение насилием. Образы: кровь, огонь, железо.
К этому же направлению примыкает роман Фадеева «Разгром». Сюжет связан с одним из драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке. В основе гибель красного отряда, отстаивающего Советскую власть, – ситуация, мотивирующая героизм и жертвенность.
Фадеев вводит и соответствующего героя. Левинсон ведет партизан в бой, разделяет с ними все трудности походной жизни # усилием воли он заставляет людей гатить болото и тем спасает их. Но герой дан не только в волевом действии, но в своей внутренней жизни # Левинсон в сцене ночевки партизан замедляет шаг, чтобы «не спугнуть улыбку дневального». Фадеев заставляет героя стать человеком трезвой мысли и практического действия. Он осознает дистанцию между мечтой и реальностью: «Но какой может быть разговор о новом прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой немыслимо-скудной жизнью?». Герой готов пойти на духовную жертву – пренебречь жалостью и состраданием, которые не оправданы высшей целесообразностью: выбор между благом одного и многих. # жизнь членов отряда значит больше, чем одного корейца; вынужденное устранение раненного Фролова.
Автор стремится испытать героев на способность к самоотречению, к пробуждению от нравственной спячки, к выходу из социального небытия. Фокусом изображения героев и критерием их оценки становится способность движения от одного полюса (грязь и бедность) к другому – новый, прекрасный, сильный и добрый человек. Знаком освобождения становятся стремление Вари к красивым человеческим отношениям, желание Бакланова подражать Левинсону, неудовлетворенность Морозки самим собой и его готовность к подвигу ради спасения отряда.
Традиционные формы романтического сознания (любовь, природа, искусство) в данном случае неприемлемы. В роман входит падение романтика индивидуалистического склада (Мечик). В его образе отражается недоверие литературы этого круга к рефлектирующей личности, для которой неорганично приобщение к коллективным ценностям.