Несколько идей космической философии:
- Человек – часть природно-космического целого. Он продукт эволюции материи и высшее создание. Т.к. эволюция не может прекратиться, то должно быть явлено сверхсознание (сверхчеловек – более совершенное творение). Человек – существо творческое, способное преобразовать собственную природу. Умов: «Вся Вселенная работает на человека => человек ответственен за состояние мира».
- Мир развивается стихийно, но естественная эволюция должна перерасти в активную эволюцию, когда человек сможет управлять процессом развития мира. Это процесс обОжения человека.
- Достижение более совершенного состояния бытия: формирование ноосферы (Вернадский), т.е. разумной оболочки Земли. Будущий преобразованный космос – религиозные философы (богочеловечество).
Русская философия вырабатывает новую антропологию => литература тоже дает иной взгляд на человека. Литература XIX века изображала человека:
- В рамках своей биографии;
- В рамках истории;
- В мировой истории;
Литература 20-50х гг. XX века наследует эти традиции, но добавляет еще одну позицию: изображение человека в границах эволюции человечества.
Данная философия проявляется в произведениях:
«Чевенгур» Платонова. Влияние Вернадского и Федорова. «Вещество существования» – человек в его высшем развитии. Человек – единое тело, которое занимает в мироздании место мозга. Человек должен встроиться в универсум и найти свое место.
Федоров – философия «общего дела»: идея воскрешения предков. Сыны должны воскресить предков до «первочеловека», мотивы сиротства, неродственности мира.
В романе проявляется: мотив смерти и поиска спасения. Герои умирают повсеместно. Все герои – сироты, неодушевленные предметы – тоже сироты. # Сюжет Саши – поиск отца. Герои нуждаются в костях своих родственников, которые умерли. Каждая смерть – сиротство человека, по Платонову. Человечеству нужно двигаться к отцам.
В поэме «Безумный волк» Заболоцкого в основе представления Н.Федорова. Волк – отшельник близок Федорову. Заболоцкий приходит к мысли, что вся Вселенная – единое материальное тело, которое постоянно движется и меняется (представления Циолковского). Герой Заболоцкого обнаруживает присутствие всего, что раньше существовало, вокруг себя.
Булгаков в сатирических повестях противостоит идеям космической философии: обозначается ограниченность человеческого разума в познании и преображении мира. Человеку не дано овладеть материей.
Космизм есенинского сознания и как следствие его — двоемирие — происходят и от крестьянского космического сознания, от отношения крестьянина к Небу как к родительскому очагу, и от библейской традиции; в меньшей степени — от символизма