50е гг. – новый этап творчества Заболоцкого. Натурфилософия уходит из творчества, она оборачивается в метафизику.
- Меняется мироощущение: оно становится трагическим.
- Появляется лирический герой: реальный человек, со своими биографическими чертами и судьбой.
- Меняется жанровая система.
# «Прощание с друзьями». Друзья – обэриуты. Встает проблема жизни и бессмертия, много риторических вопросов. Наблюдается также интерес к потустороннему. Жизнь воспринимается через реалии природы. Характерны уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Новое:
- Автобиографический мир героя и его боль;
- Все непознаваемо и необъяснимо, есть трагедия человеческого ухода.
- Разорванность человека и природы.
«Слепой». Проблема прежнего ложного взгляда на мир: «Вся жизнь твоя – большая рана». Осознается вина человека за характер своей жизни.
Появляется проблема существования человека не в природе, а в истории. Жизнь человека в истории трагична => нужно гуманизировать историю; прогресса в истории нет (сталинская эпоха). Другая идея – идея о том, что жизнь человека драматична и природа ему не поможет.
Основные направления:
- «Сон». Интерес к другому миру: мир непонятных форм, невозможность знания.
- появляется пейзажная лирика. Указывается конкретное географическое место # «Вечер на Оке». Происходит смена времени суток: оппозиция дня и ночи. Наблюдается частно-индивидуальное восприятие мира. Ночь – непостижимость => самое интересное время дня. Но в связи с этим Заболоцкий ставит вопрос о нелюбопытстве человека.
- проблема драматизма духовной жизни личности # «На закате». Нас творит мир природы, но мы творим другой мир – духовный. И эти миры не пересекаются, не идентичны.
Один пласт стихотворений – метафизика, второй - драматизм духовной жизни человека и проблема самоопределения личности в истории. Жанры: сценка, портрет, психологическая зарисовка => появляются разные ролевые герои. Заболоцкий утверждает ценность каждого человека, «другого», высвечивает душевные порывы личности. # «Смерть врача». Показано значимое душевное движение. Параллельно ему стихотворение «Неудачник». Оно о вине человека, который ничего не сделал, только ноет. Ключевые стихотворения: «Душа обязана трудиться», «Жена» (на службе у мужа, который считает себя гением), Старая актриса», «Прохожий», «Некрасивая девочка» (умеет искренне радоваться счастью другого).
Заболоцкий исследует нравственный мир личности, трагизм истории: через образы природы.
§ Трагедия существования личности в истории # «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», Ночной сад». История показана ч/з образ природы. История, как охота. Железный август – символ власти. История – отстрел дичи. # «Журавли»: незащищенность человека перед роком истории.
Драматизм чел. взаимоотношений # цикл «Последняя любовь». Образ любви – образ природный. Любовь – драма, разрыв, боль. Есть полемика со сказкой.