Для Заболоцкого характерен материалистический взгляд на природу. Он обращается к утопическим поэмам. Это второй период творчества Заболоцкого (30е гг.). # «Торжество земледелия», «Безумный волк».
«Торжество земледелия» – сократические диалоги. Это диалоги разных персонажей (даже животных и героев разных эпох). Животный мир томится от собственной природности. В сюжете заложены возможность доразвития природы и достижение нового этапа существования мира. Завершается поэма частью: мир-младенец – в будущем что-то измениться в статусе животных и людей.
«Безумный волк» – ироническая поэма, развенчиваются утопические идеи. В основе – животная мифология. Идея связана с представлениями Н. Федорова. Центральное место в произведении занимает лес, где живет волк. Волк – отшельник. Показан диалог между волком и медведем. Медведь согласен жить с природой, но волк желает жить наукой, преобразованиями, хочет перестать быть животным, вырваться. Волк превозмогает свою природную ограниченность: он выражает растущее сознание, прорастание человека в животное:
- волк пытается усовершенствовать собственную природу, он делает опыты, чтобы можно было питаться автотрофно.
- развитие самосознания # открывает лабораторию
- он пытается взлететь, преодолеть земное притяжение.
Волк терпит прах. Другая часть сюжета - появляется новый лес, но продолжаются мечтание и безумные идеи; появляется волк-председатель, который говорит о великом реформаторе. Проблемы: 1. непрерывность человеческих мечтаний; 2. опасность преждевременных идей. Заболоцкий не ставит проблему природа и цивилизация. Человек верит в победу научной организации труда, но главное это совершается во имя ценностей природы.
Нач. 30х-40е гг. – размышление о природе и месте человека в ней, но решение теперь другое. Идеи:
- мысль о том, человек генетически заложен в развитии природы => чел. – часть мироздания. # «Осень»: элементы чел. во всем: янтарь-птица-человек.
- Изоморфизм чел. и природы. # «Начало зимы», «Засуха». Обнаружение в природе родственного человеку: человек, как и природа, страдает.
- Диалектика связи человека и природы. # «Засуха». Что человек по отношению к природе? Она учит нас, мы подчинены ее законам. Она прародительница, мать. Природа не остановима в своей эволюции. Постигая Вселенную, Заболоцкий постигает систему мироздания как усовершенствование: от беглого разума птиц к человеку-дирижеру как высшему.
Программное стихотворение Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе». Природа – стихия и хаос, она противоречива, слепа => уходит гармония. Она нуждается в помощи, непримирима сама с собой.
Заболоцкий выходит к ролевому герою. # поэма «Ладейников». Заболоцкий не отказывается от 2 ликов природы, но воспринимает природу как совершенное творение. Ладейников – ист-ое творчество человека. Есть интрига: он видит мир в смятенном состоянии, ему предпочитают другого. Он дирижер природы. Для Заболоцкого в этот период характерны 2 линии:
1. Одическая. Есть исторический герой, который находится в ситуации помощи и преобразования природы. # «Ладейников», «Урал», «Седов». Заболоцкий создает другую оду: в ней есть герой, но есть и трагедия конкретной человеческой жизни. Седов – герой, но сюжет строится на его болезни. Сани везут его к смерти, но его смерть все равно достойна.
2. Элегическая. Связана с проблемой смерти и бессмертия. Связь с Циолковским и античностью (философия метаморфоз). Вся Вселенная – единое материальное тело, всеобъемлющая материя, в которой много форм, которые постоянно движутся и меняются, находятся в ситуации взаимопревращения. Человек, как организм атомов, – часть этой Вселенной. Смерть – рекомбинация атомов. => Человек и смертен, и бессмертен, т.к. его атомы вступают в другие соединения, и человек переходит в совершенствование. Распавшиеся атомы – первобытные граждане.
Основные стихи: «Метаморфозы». «Завещание». «Вчера, о смерти размышляя» - ужас смерти преодолевается, т.к. герой обнаруживает присутствие всего, что раньше существовало, вокруг себя. Центральное место – стих. «Завещание»: «Я смертен, но я не умру: повсюду жизнь и я».