пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Проблема насилия и милосердия в литературе 20-х годов.

Проблема насилия и милосердия становится особенно актуальна в период слома. Она по-своему решается у каждого автора.

1. Б. Пильняк. «Голый год». Эта проблема приобретает следующее направление – естественный отбор, выживет все здоровое. Связано с отцом Архипа. Архип – единственный герой в романе, который любит отца, но отец болен раком. Отец советуется с сыном (покончить с собой или идти на операцию), Архип оправдывает самоубийство отца, но не потому что его ненавидит, его жестокость – это то, что человек сам желает стать субъектом истории.

Повесть «Непогашенной луны», в основе сюжета – история насильственной операции командана Гаврилова (в основе – реальный случай). Негорбящийся человек вызывает командана и говорит, что ему назначена операция. Это способ избавиться от него. Проблема:

  1. жестокость государства, расправляющийся с людьми, которые его строили.
  2. негорбящийся человек был другом => фарисейская дружба.
  3. внутренняя несвобода людей – участников революции.
  4. на эту операцию пригласили консилиум, они понимают, что операция не нужна. Только один протестует. Т.о., преступление – норма жизни.
  5. проблема принятия тотального насилия для всех. Сам Гаврилов только при приближении операции начинают понимать ценностью жизни. Сама операция произошла в ужасной форме – ему нельзя было давать наркоз, но ему дали => его убили еще до операции.
  6. проблема духовной гибели общественной организации, которая движется вопреки  естественного развития. Борис Пильняк по-другому поставил проблему насилия – это недопустимо.

2. Андрей Платонов. «Епифанские шлюзы» Главная проблема рассказа – нужность проектов царя народу, соотносительности с реальной жизнью. Мужики сгоняются на строительство, но им самим нужно работать на полях. Они бегут, их наказывают => несколько планов:

  1. насилие над людьми, ради прихоти царя.
  2. эти проекты не понятны и не нужны народу
  3. неудавшееся строительство. Реки не стали судоходными => Пери казнят. Бессмысленность требований царя ведет к жертвам.
  4. насилие над землей. Русская природа и человек притерлись в процессе развития. Платонов вводит понятие психокосмологос – русская природа определила психологию и культуру народа => нельзя вмешиваться в развитие природы. Народу сразу стало ясно, что преобразование бессмысленно. Бунт земли – она против железа => мистическая сцена: бурение, вставляют железные конструкции, но природа утаскивает все под землю.

3. Михаил Шолохов. В «донских рассказах» предстает особая остро-патологическое состояние мира, когда силы смерти и распада берут верх над силами жизни, согласия, красоты.

«Продкомиссар» - трагедия одного человека становится истоком новой жизни для других. Уходя от погоня, комсомолец Бодягин, жертвуя собой, спасает замершего в снегу мальчика.

«Родинка» - в центре внимания – люди, разделенные революцией и гражданской войной. Гл. герои – Николай Кошевой и атаман банды. Каждый из них борется за свою правду и за каждым из них идут люди. Преследуя в бою банду, молодой командир отбился от своих и был убит атаманом. Потом атаман понимает, что убил своего родного сына. В рассказе нет детального описания того, что чувствует этот человек, трагедия описано буднично. Теперь ушел из жизни другой человек, который понял, что не сможет жить с этой болью, не сумеет простить эту смерть, поначалу казавшуюся убийством врага, но обернувшейся потерей единственного близкого человека.

4. Бабель.

В новелле "Мой первый гусь" Лютов, стремясь заслужить расположение конармейцев, грубо толкает в грудь кулаком хозяйку, у которой они находятся на постое, и, собственноручно оттяпав саблей голову гусю, матерясь, приказывает ей изжарить птицу. Конармейцы, наблюдающие эту сцену, решают: "Парень нам подходящий". Лютову позволено сесть рядом и читать вслух ленинскую передовицу из газеты. Но сам Лютов не может оправиться от потрясения: он впервые обидел старую женщину и зарубил живое существо: "Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло".

«Смерть Долгушова» - раненный в живот конармеец Долгушов просит Лютова пристрелить его. Лютов не в состоянии лишить жизни человека. Подскакавший конармеец Афонька Вида, переговорив с Долгушовым, деловито стреляет ему в рот. В этой ситуации Афонька Бида оказывается куда гуманнее Лютова. 


23.10.2014; 19:04
хиты: 1047
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь