Как художественная структура метароман появился в 20 в. – это роман о написании романа или другого текста. Причина появление: возрастание роли художника-творца в развитии мира.
Сюжет Фирсова. В сюжете Фирсова ставится вопрос о значении художника в развитии реальной жизни. Проблема леоновской эстетики:
- Леонов считает, что художественное творчество выше, чем документальные источники об истории. Фактография суха и не отражает сознание => сначала появляется Фирсов, а потом Векшин.
- С Фирсовым связана идея изменения мира в развитом самосознании общества. Фирсов занимает креативную т.з. – Антиколофат. Фирсов общается с персонажами и заставляет их рассказать прошлое, анализирует их => развитие их сознания. Векшин, Таня, Заварихин – всех персонажей он связывает. Родственники не знают друг друга => ситуация разрыва, мир надо соединить => эту функцию выполняет писатель.
- Герои изменяются к концу романа. Они обретают свои тексты. Некоторые приходят со своими текстами: письма Манюкина, номер Тани, песни Зины, Манька играет в кино.
- Фирсов не следует за героем, он пытается изменить героя => не натуралист по методу => границы свободы писателя. Реальность меняет его план, мир корректирует его план. Эстетика Фирсова – реалистическая.
- Концепция творческой личности. Писатель – обычный, земной человек, проживающий жизнь, как и его персонажи. Он склонен влюбляться, он трусоват, он скромен и робок – затушевывает себя.
Есть ирония автора над собой. В процессе написания книги меняет самого художника – последняя сцена: Чикилев отобрал письма Манюкина, Фирсов возвышается и прекращает это.
В конце романа – критика повести Фирсова, в романе повесть имеет большой общественный резонанс. Они входят в текст романа. Там поднимается множество проблем: все рецензии отрицательные, т.к. современный художник (Фирсов) обвиняется в том, что его мировоззрение не соответствует эпохе. С од. ст. ему по душе революция, с др. ст. жалость к убитому белогвардейскому офицеру, пишет о христианстве и т.д.