До 20 в. РЛ изучала западную философию => отстраненно воспроизводилась. 20 в. – другая ситуация, появилась самобытная русская философия. Русская космическая философия имеет 2 ветви:
- религиозная метафизика – к Соловьеву.
- научная ветвь – к Николаю Федорову «Философия общего дела» - коллективное нац. знание, эта философия стала известна после его смерти.
Их продолжатели – философия 20 в.:
- к Соловьеву – Бердяев, Булгаков, Флоренский, Умов.
- к Николаю Федорову – Циолковский, Вернадский.
На лит-ру серебряного века оказала влияние религиозной философии. На период 20-50 г. в большей мере оказала влияние научной философии.
Русская космическая философия – некое целостное учение, имеет ряд общих идей, звучат актуальные проблемы:
1) впервые рассматривает человека как часть природно-космического целого => название – космическая философия. В этих рассуждениях рождается следующая идея: человек – продукт эволюции материи, он высшее сознание, т.к. эволюция не может прекратиться. За этим сознанием должно быть явлено сверхсознание, т.к. человек несовершенен. Сверхчеловек – более совершенное творение. Человек – существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста. Человек – существо творческое, может обустроить природу => в перспективе может изменить собственную природу. # Умов – живая материя неисчерпаема. Вся вселенная работала на человека => ответственен за состояние мира, т.о., важна идеи совершенствования.
2) Космисты сумели соединить заботу о большом целом – Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности – конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.
3) стихийный процесс развития мира, но естественная эволюция должна перерасти в активную эволюцию. Когда человек сможет управлять развитием мира, то появится активная эволюционная мысль. Философы 2х ветвей говорят об одном и том же на своем языке. Для религиозных философов – обоженье человека; для научных философов – человек может преодолеть материю.
4) конечный результат мира – перспектива эволюции => достижение совершенного состояния бытия. Для научной философии – формировании ноосферы (теория Вернадского), разумной оболочки земли. Для религ. философии – царство Божие, в развитии человек становится богочеловеком.
Н. Ф. Федоров. «Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническому преобразовательному дерзанию. Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений («имманентное воскрешение») – воскресить отцов из себя и так дойти до 1го человека.
Ни в одном из идеалов, которые до сих пор выдвигало человечество как свою высшую цель, не призывались действительно все до одного на единое дело, касающееся всех, и не только живущих, но и всех умерших, и всех тех, кому жить, и, наконец, всего в мире, всей природы и далее всей Вселенной.