Можно выделить несколько этапов:
1. 20-ые – эпоха наиболее свободного развития лит-ры, эпоха эстет. и мировоззренческого плюрализма. Знаком развития 20 г. является развитие лит. группировок. Наличие группировок – признак ест-го развития. Он возникали часто, но жили мало.
Отличительные особенности школ: отношение к политической системе, проблема культуры прошлого, эстетика
§ Серапионовы братья (1921) – Замятин, Шкловский, Федин, Зощенко. Эта лит. группировка ориентирована на принципы западного искусства, отрицала знать. Лояльно относились к власти. Во главу ставили всю культуру.
§ Лефф (1923) – Брик, Крученых. Название журнала: «Искусство коммуны», «Лефф», «Новый Лефф» - футуризм, совпадает с задачами построения нового мира. Принимали власть, считали себя главными ее защитниками – искусство соц. заказа. Они были официально признано.
§ Перевал (1924) – Пильняк, Бабель. Журнал: «Красная новь». Эта группировка придерживалась основ реалистич. искусства. Позитивно отношение к власти, но защищали классику – ориентировано на искусство прошлого. Обращались к Фрейду, Бергсону => человек в более широком представлении.
§ РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) – ориентированы на власть. С 1917 г. образуется гражданский пролеткульт (человек – винтик), нет ничего эстетического. РАПП – это группировка, которую возглавили Фадеев, Бедный, Н. Островский.
§ Иммаженизм (новокрестьянская поэзия)
§ Обэриуты (авангард 20-30-ых г.).
В лит. процессе сформировалось 2 типа эстетики: жизнепреображение (соцреализм – жизнь в свете коллектива) и жизнепознание (реализм; «Перевал»).
2. В 1925 г. вышло постановление: все художники делись на пролетарских писателей, буржуазных писателей и попутчиков. К концу 30-ых ситуация меняется - постановление о роспуске всех лит. группировок => подчинение лит-ой власти, образуется советская лит., манифестация принципа соцреализма. В лит. закрываются все виды условности. Т.о., 30-е г. – это время, когда формируется советская лит. => появляется офиц. и неофиц. лит-ра.
3. Это изменяется в ВОВ, художники защищают нацию как этнос. Лит-ра становится единой, Ахматова и Пастернак совпадают с советской лит-рой.
4. Послевоенное десятилетие, начало разочарования. Все хотели изменений, а все начинается заново # Ленингр. процесс – травля Ахматовой и Зощенко.
Эстетика. Отличия направлений: мировоззренчески разная философия, представления человека, проблематика, поэтика.
1. центральное место занимают те течения, которые совпадают с идеями времени – социальный реализм. Философская основа – марксизм, есть только эмпирическая реальность. Человек – социальная реальность, реализующийся в творческой деятельности, классовый (идеологический) герой. Герой – социальная личность, реализованный в ист-ом времени # «Разгром» - Левинсон.
2. к этой литературе примыкает лит-ра онтологического проектирования. Картина мира может соединиться с оптимистической верой в изменения. Но основа: русская религиозная философия. # Платонов, Леонов, Заболоцикй, Пришвин. Герой – иной тип, в центре – онтологическая личность: существо не только соц-ое, но и природное. Задачи: сохранение бытия как такового => внешняя проблема, проблема природы и цивилизации (для соцреализма важна только цивилизация), а онтологические художники будут развивать философию природу, ее ценности.
3. новокрестьянская поэзия – это художники, которые опираются на славянскую мифологию. Есенин, Клюев, для них недопустимо изменение, природа совершенна, она неизреченная, несказанная. Человек – природная личность. Они используют жанры песни романса => другая поэтика.
4. В ситуации строительства нового бытия особняком стоят художники, которые вышли из серебряного века – модернистские течения. Художники, которые были чужыми в новой исторической реальности – Ахматова, Пастернак, Цветаева, Булгаков. Это круг писателей, которые оказались в трагической ситуации, их жизнь находится под вопросом, осознание шаткости.
Фил-ая основа – русская религиозная философия, они исходят из того, что мир двуедин => человек – продукт высшего сознания – бесконечная. Лирический герой – экзистенциальная личность, это человек, который выполняет не соц. заказ, а сам полагает смыслы жизни и ценности, формирует законы, согласно своему мировоззрению. Поднимаются проблемы мыслящей личности.
5. реалистическая эстетика – выявление реальности, глубины человека (психология). Проявляется в сатире Зощенко, Ильф и Петров, Шолохова,