Пока развивалась литература 20 века существовало много разных периодизаций. 20 в. – новый этап развития художественного сознания по отношению к 19 в. На современном этапе актуальны 2 периодизации:
1ый тип периодизации следовал за историческими событиями (опирается на советскую литературу): дореволюционная, довоенная, литература войны.
2ой тип (появился на рубеже 90х): литература советская – 20-80е и литература постсоветская – 90ых.
1) Западные словисты (эмигранты) – Вайль, Генис, Смирнов. Согласно этой периодизации литература представляет 3 этапа:
- серебряный век – эпоха ренессанса, расцвет модернизма (символизм, авангард, реализм, акмеизм).
- эпоха монологической культуры (1930-1950) – от многоцветия образуется унифицированная культура. С 30-ых начинается сложный и противоречивый этап. Это литература социального реализма, нормативная, государственная литература. Это массовая литература, но были художники, вставшие в жесткую оппозицию: Платонов, Булгаков, Пастернак.
- 1960-1980-е г. - эпоха осколочной культуры. Распадается советский монолит и создается многообразие, появляется постмодернизм (литература на новом этапе развития и новая система мышления) – Ерофеев. Авангард – Мамлеев; развиваюищийся реализм (онтологический) – Солженицин, экзистенциальный реализм – Быков; соцреализм – Рыбаков.
2) Т.Л. Рыбальченко – в основе классификации др. факторы. Выделяет 2 этапа. Исходит эта периодизация из того, что на рубеже 20в. меняется способ существ-ия чел-ка. Происходит мгновенный ментальный слом. Этот виток развития вызывает разочарование => кризисность. Кризис переворачивает систему представлений. Утверждение ценностей мира 20в. создает проекты пересоздания мира – жизнетворчество. Раз мир несовершенен его надо переделать.
1й этап – цивилизационный: смена в обществе. Социальные мифы – утопия. Маяковский подхватывает новые этапы и входит в советскую литературу.
2ой этап – антиуптопический период, когда происходит отказ от любых мифов. Нигилистический этап – отсутствие веры в человека, мир и т.д.
Особенности развития литературы 20-50-х г.
лит-ра этого времени развивается в экстремальных условиях. Глубина, объем и темп соц. преобразования не растягиваются на века => интенсивность.
2. главный вопрос в это время – власть и литература. Происходит сознательное подчинение литературы:
- нач. 20х г. – Ленинский декрет – создание пролетарского искусства, лит-ра есть выражение коммунистического мировоззрения, вульгаризация. Лит-ра становится управляемой и направляемой.
- происходит резкое изменение писательской среды и читательской аудитории. Литература всегда была элитарной, но литература становится достоянием масс => меняется качество.
3. в литературе активизируется политическое сознание. Художник должен быть тенденциозным – ставит важные злободневные проблемы и выражает отношение к современности строго # Булгаков, Пастернак.
4. Раскол нац. менталитета – расслоение и альтернативные потоки. Основной поток – официальная лит-ра, которая печатается. 2ой поток – лит-ра эмиграции. 3ий поток – потаённая лит-ра, многие не печатаются # Платонов, Андреев. 4ый поток – катакомбная лит-ра – лагерная проза и поэзия.
5. лит-ра тесно связана с русской философией (религиозная, космическая).