пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Неотрадиционализм. Творчество Томаса Стернза Элиота

Томас Стернз Элиот 1888-1965

Американский поэт, поселяется в Англии,  речь идет о принятии новых корней, новой почвы. Тенденция в поэзии, связанная с восстановлением традиции. Однако это не следование традициям, традицию нужно именно возрождать. Главные произведения: поэма «Бесплодная земля». Этот текст является центральным.

Периоды:

  1. 10-20 годы – период, связанный с кризисным ощущением традиции. Наибольшее число перекличек с новаторской, экспериментальной поэзией. Поэма «Полое люди» (1925 год)
  2. 20-40-е годы – зрелое творчество. Поэма «Пепельная среда» (1927-1930-е годы), «Четыре квартета» (1934-1924).

Он писал и трагедии, и лирику.

Главное его наследие – это поэзия. Важной частью творчества являются критические, теоретические выступления. В Америке возникает целое направление литературоведения, которое опирается на идеи Элиота.  В числе важнейших эссе: «Традиция и индивидуальный талант» (1919 год), «Что такое классика» (1944 год).

Элиот – сложный поэт, ему приходилось даже писать комментарии к своим произведениям, более объемные, чем текст самого произведения. Перед нами поэт для поэтов, однако он при жизни уже становится классиком, оказывает огромное влияние на литературу и науку. В 1948 году ему присуждают нобелевскую премию по литературе.

Творчество 10-20 годов связано с проблемой духовного кризиса, разрушения ценностной преемственности. В этой связи он оказался созвучен общему духу времени. Для него единомышленники – это Данте, Шекспир и другие художники, которые жили в момент слома эпох.

«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруффрока». Переводы Элиота несовершенны. Стихотворение. Относящщ=ееся к американскому периоду творчества. Вместо возвышенного героя-любовника перед нами несостыковка любовного сюжета и прозаического персонажа, перед нами прозаическая заурядность, ничтожество. Он подобен по собственному ощущению насекомому. Трагическому и высокому в новом мире  нет времени и места. Любовная песнь так и не прозвучит. Герой слишком слаб для этого.

Текстовая структура произведений фрагментарна, здесь не прослеживаются связи между образами, здесь нет иерархии.

Мы видим, что рядом с пошлыми героями привлекаются культурные контексты, высокие образцы чувства, духовного бытия. Но все это оказывается рядом с низким. Прозаическим сегодняшним. Это мир пустхы оболочек, мир полых людей.

Пафос Элиота этого периода – мир подошел к порогу ценностной инфляции (Бродский автор формулировки). Слишком много сказано, слишком перегружена духовная культура, поэтому все обесценивается. Тематика старости европейской культуры. Здесь востребована фраза: «Нет ничего нового под солнцем».

Установка Элиота на поиск единства мира, на восстановление гуманистической традиции.

Поэма «Бесплодная земля»

В поэме пять частей.

  1. «Похороны мертвеца»
  2. «Игра в шахматы»
  3. «Огненная проповедь»
  4. «Смерть от воды»
  5. «Что сказал гром»

Установка на мифопоэтическое моделирование реальности – стихийные первоэлементы устройства мира. Тематика смерти. Мирообраз.

В 20-е годы – мир полон пустых форм, полых людей. Цитаты не складываются в его поэме в живую картину, они нечто плоское, безжизненное. Между элементами поэмы нет прямой связи, можно видеть некую музыкальную форму: вагнеровский контекст.

О новизне – новизна не должна быть главной целью произведения, поэзия посвящена вечному¸ поэзия должна служить вечному.

Элиот развенчивает иллюзию индивидуальности и неповторимости


26.10.2014; 23:21
хиты: 1202
рейтинг:+1
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь