Герхард Гауптман.
"Перед восходом солнца" 1889 г. Увлекся Толстым, Ипсеном. Познакомившись с творчеством этих писателей он скажет: все они приблизили меня к жизни. Единственный тип искусства, которое он отвергает, это тип искусства приукрашавшее действительность. Искусство должно говорить правду. Он принял все существующее направления но не выделал ни одного. В зависимости от конкретных задач он пользоваться принципами разных направлений. Его связать однозначно с определенным литературным направлением невозможно. Поэтому в его творчестве существует несколько типов пьес: 1 тип это пьесы из жизни социальных низов - именно эти пьесы наиболее близки натуралистическому театру. Это достаточно мрачные пьесы, человек в них абсолютно бессилен изменить что-то в своей жизни. Популярны они были благодаря правдоподобию. Публика хотела узнаваемости жизни. Эта пьеса и принадлежит к натурализму. Все особенности натурализма здесь очень ярко выражены. События происходят в поселке где бедствовали жители и затем нашли уголь. Люди впоследствии спиваются.
Второй круг пьес - написанные в духе Ипсена, где события происходят в другой среде, в интеллигентской среде, но замкнуты на жизни одной семьи.
"Перед заходом солнца". Гауптман не является сторонником одного направления в искусстве. В его творчестве мы находим пьесы самых разных типов, и возможности охарактеризовать каждый, нет. Пьесы, которые оставили больший свет.
Представители интеллигентской среды, художественной или научной. На первый план выдвигается конфликт человек и среда. Причем среда пока представлена внешне не агрессивной. Все разворачивается в узком семейном кругу и это любящая семья и в этой семье присутствует человек другого душевного склада. Члены семьи обыватели, мысли которых сосредоточены вокруг службы, поддержания материального. Узкий округ связанный с проблемой выживания и плюс религия. В стране Германии протестантизм. И в этой семье присутствует человек резко отличающийся от остальных, он или художник или ученый иной. Гауптман не становится ни на одну из сторон. Человек -герой находится в противоречивой ситуации: он чувствует долг перед собой, перед своим талантом. Но он не сверхчеловек, он чувствует свой долг и перед близкими, даже любит их. В результате вся его жизнь наполнена противоречиями, ему нужно защитить себя, ему нужно идти на компромиссы ради семьи. Из такого рода пьес самая известная "одинокие" 1890. она ставилась в раннем МХАТе, Станиславскому очень нравились эти пьесы. В центре пьесы герой Иоганесс.
Третий тип пьес построенный на использовании фольклорных мотивов, образов народной фантазии, где присутствуют сказочные персонажи: феи, водяные, лешие и прочие. Это связано с языческим началом. Гауптман сталкивает между собой языческое мироощущение и христианское. Нельзя сказать, что он становится на сторону одного из двух этих мироощущений. Результатом является гибель героев, так как они не выдерживают этого столкновения религий. Протестантизм для него религия угнетающая человека, не позволяющая земных радостей. А язычество это солнечная религия, несущая в себе свет, наделяющая человека жизненной силой и радостью. Больший посыл к творчеству несет язычество. "потонувший колокол" 1896 год. В центре своеобразный художник, мастер Генрих, который создает колокола, вся его жизнь поиск определенного звука. Он живет в долине, с любящей семьей, в результате религии(у него есть пастор) Генрих лишается творческой силы. Уходит в горы, где встречает фею, лешего, водяного и они возрождают его. Он готов творить, в нем воскресает творческая сила. Но с низин приходит весть о том, что утонула его жена и погибли дети: одно проходит за счёт гибели близких ему людей. Противоречие неразрешимое.
Тематика пьес во времена второй мировой меняется. Его пьесы говорят о разных формах завоевания одним народом другого народа. Он обращается к древнегреческой мифологии, а именно к мифу об Аресте. Гауптман пишет четырех частное произведение. 4 пьесы из истории семьи Ареста. Почему ему нужна четвертая часть? Потому что он опирается на тот вариант мифа, где Ифигения осталась жива, а вместо нее была принесена в жертву лань. Таким образом в финале он покажет, что ненависть и агрессия распространяется на всех. Он делает глобальные выводы относительно судеб европейской культуры- над ней заходит солнце.
"Перед заходом солнца" 1932 год.
1892 год открывается в Берлине театр "Свободная сцена" (по примеру свободного театра Антуана) создал этот театр театральный критик Отто Брам. Свобода от коммерческих целей и задач, от цензуры, которая была более лояльна к театрам клубного типа,. Театр открылся пьесой Ипсена "Приведения" и на открытии присутствовал Гауптман. Именно его пьеса и стала второй постановкой "перед восходом солнца". Это пьеса натуралистическая. Первые такие постановки обычно вызывали скандал, якобы театр должен возвышать, как бы сцена приподнята, а не опущена до темных углов жизни. И тем не менее, постепенно пьесы Гауптмана завоевывали свободную сцену. Свободная сцена дала дорогу новой драме, новому репертуару. Театр просуществовал три года. Не было своей профессиональной труппы, на каждый спектакль набирались из разных театров, поэтому на базе этого театра режиссерское искусство не родилось. Сам Отто Брам ставил спектакли, но он был слишком последовательным натуралистом, потому крупным режиссером он не стал. Он слишком прямо понимал формулу: "сцена должна давать картину жизни" соотвественно, он ей следовал. В результате он перешел в немецкий театр(Берлин) он пробовал ставить классику и как правило эти спектакли проваливались. Эстетика натурализма оказалась непреложима к большинству классических произведений. Мелочные подробности выходили на первый план, а духовные уходили в тень. 1905год руководителем немецкого театра становится Макс Рейнгард. Очень крупная режиссерская фигура.