Победа романтизма над классицизмом состоялась только в конце 20-х – начале 30-х гг 19в., т.к. власть в лице Наполеона Бонапарта, а в последствии и Людовика 18 поддерживала классицизм. В это время велась подготовительная теоретическая работа. В бульварных театрах стихийно зарождается и становится любимым жанром демократической публики мелодрама, чрезвычайно близкая идеям романтизма.
Характерные черты мелодрамы:
- Резко противопоставлены + и – герои
- + герои всегда страдают
- Идея рока, преследующего + героев
- Чистая бездумная эмоциональность
- Редко плохой конец
- Нет никаких канонов, правил
Александр Дюма Старший первым добился постановки своей романтической пьесы («Генрих 3 и его двор» 1829г.) в «Комеди Франсез» - оплоте классицизма. События пьесы разворачиваются сразу после Варфоломеевской ночи, предмет действия – кровопролитная борьба за власть(за характерную жестокость романтизм Дюма-Старшего прозвали «чёрным романтизмом»). АДС проникся романтизмом под влиянием творчества Шекспира, а конкретно свободы развития действия в его пьесах. Проповедовал борьбу против прозаизма, обыденности.
1827г. – В. Гюго публикует свою первую романтическую пьесу «Кромвель», которая не была допущена к постановке ввиду антимонархического настроя, но вошла в историю театра благодаря предисловию, где была изложена практически вся программа романтического театра: необходимость контрастов, гротеска, динамичности действия, исключительности характеров, свободы от всяческих правил. «Ударим молотом по теориям, этикам, системам» .