Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805 г.г)
В 12 лет его отдали в высшее учебное заведение в город Штутгарт. Карл Евгений. Школа Карла строгая дисциплина. Полный контроль над всей жизнью, преданный гражданам. В шк. вторую жизнь. Ночь он посвящал чтению. Труды просветителей и в том числе Лессинга, читая Шекспира лит. напр. «Буря и Натиск». В 70-е годы Бунтарство. Свобода личности, его достоинство, бунт против тиранических режимов. Внутренне был поборником свободы. Осн. Противником «Бури и натиска», был мещанин человек готовый к подчинению. Т.е под влиянием чтения складывается своя система. Личность на первом месте и ее свобода и ее всестороннее развитие. Современный мир воспроизводит, как не идеальный, идеал он находит в прошлом. Др. Греческие республики.
1 пьеса Шиллера «Разбойники» Сюжет построен на вражде 2 братьев. Карл Моор, Франц Моор. Страсти и поступки человека во многом определяются системой мышления, системой взглядов. Шиллер сосредоточен не только на страстях, какая система взглядов породила системы? Каждый становился фанатиком системы идей. Интеллектуальная драма - его пьесы. Шиллер показывает ограниченность взглядов. Шиллер симпатизирует Карлу. Во много притягивает к себе взгляд.
На собственные деньги отправил пьесу на пробу в Мангейм. Центр театра жизни - Мангейм (лучшая труппа) В 1782 г. премьера. Успех грандиозный. Он был наказан. Бежит из полка. На должность был принят Штатского драматурга, ему нужно было написать три пьесы.
1.«Заговор Фиеско в Генуе»
2. «Луиза Миллер» или «Коварство и Любовь» близки к романтизму – первые пьесы. Политический аспект. Показаны одной краской. История падает на несовершенство современного мира, требующего изменения.
Какое-то время Шиллер жил в бедности, пригласили в Лейпциг. Работа над живой пьесой. Новый период творчества! Разбойники, Заговор Фиеско, Коварство и Любовь - едины по своей стилистике. Все они написаны прозой. Герои разговаривают приподнято. Прямо или косвенно присутствует бунтарский период.
1783-1787 г. «Дон Карлос»
В ходе работы менялся замысел. Первоначальный герой бунтарь. Пьеса написана не прозой, а стихами.
С 1787-1796 г. не обращается к драматургии. Переезжает в Веймар. Он женится, он много будет заниматься историей, эстетикой, философией. Событие великой французской революции. 1798. Его потрясла казнь Людовига XVI. Увидел что революция несет людям кровь, быть реальным человеком ради будущего. Ценность - живой человек. Окончательно отказывается от идеи бунта, как спасительного à постепенность прогресса. Вначале нужно изменить самого человека. Не получается менять правоту революционера. Его задача: способствовать изменению человека через воспитания искусства. Шиллер, не удовлетворен собой, как драматургом. Первые 3 пьесы казались слишком декламационными. Неудовлетворен полнотой характера, а своими мыслями. Он больше философ, чем драматург. Чтобы начать писать дальше, ему нужно было многое в себе изменить.
Изучение античной культуры. Он считает высшей формой художества. В античности нашел идеал красоты. Благородная красота, спокойное величие. В античности исключительно он находит объективность в умении проникнуться в саму суть. Он хочет создать исключительно совершенное по содержанию и классическое по форме.
Период Веймарский классицизма. Вернется, написав трилогию «Валленштейн» 30-няя война Германии. Все пьесы пишутся только стихами. Он будет заимствовать некоторые приемы. Его трилогия имела большой успех. Руководит театром Гете в Веймаре. «Мария Стюарт» 1800 г.