17 в. Буржуазная революция.
1 этап. 1642-1660гг. во главе революции пуритане. Главный враг – аристократия (распутство, скопище пороков). В ходе революции пуритане приходят к власти. 1642 г. запрет на публичный театр. Здания были уничтожены. Актеры преследовались, поэтому они были вынуждены мигрировать, покидать родину. Английскому театру придется еще раз возрождаться.
2 этап. 1660-1688гг. Восстановление монархии (реставрация). В Лондон вернулся король Карл II.
2 потента (права) на открытие театра. Появилось 2 труппы: Труппа короля и труппа брата короля. В 1661 году был представлен первый спектакль. Театр возродился, но обновленным, в новых формах и уже не похож на Шекспировский.
Утвержден новый тип театрального помещения. Закрытое помещение со сценой-коробкой, с кулисами, сидячий партер.
Осталась близость сцены и зрителя (просцениум). Начались использоваться рисованные декорации (задник и кулисы, рамы, на которые натягивался холст и который легко передвигался по сцене). Художники стремились к подобию жизни, особенно в бытовых комедиях. В костюме по-прежнему ценилась роскошь, эффектность. Костюмы исторически точны.
В театре появились актрисы (ценилась их красота).
Драматургия: классицистическая комедия. Писались и трагедии, но она чужда зрителю, в результате трагедия не пустила корни. Успехи были в комедии. Появился особый тип: комедия нравов (комедия характеров). Этот тип был более конкретен. Комедия нравов пройдет несколько этапов.
1 этап развития. Комедия реставрации. Главный герой – это молодой аристократ(гуляка, бездельник, весельчак, соблазнитель, разрушитель семей, он остроумен). Такой герой выглядит положительно. А вот буржуа – примитивные. Театр перестал быть школой добродетели и стал местом развлечения.
Уильям Уичерли «Жена у деревни».
Особенность комедии реставрации:
- многословны
- герои остроумны
1688 год. Славная революция привела к тому, что король не единоличный правитель, теперь он обязан все согласовывать с парламентом. К управлению страной присоединяется буржуазия. Это повлияло на всю жизнь. Буржуазный народ идет в театр. Театр теперь не отрицается, но приветствуется только как школа добродетели. Новый король:
Вильгельм III. Пуританин. Он запрещает комедии реставрации. Комедия перестает быть комедией. Слезная комедия.
Колли Сиббер «Последняя уловка любви». Появляется Ловелас – Дон Жуан.
На основе слезной комедии появляется мещанская драма. 1731 «Лондонский купец» Джордж Лилло. История молодого человека ,которого соблазнила богатая женщина. Ради денег убивает родственников, потом молодой человек все осознает.
Настанет время для возрождения комедии нравов, в 70-х годах 18в.
2 вар. 1: Веселая комедия нравов. Точное описание нравов своего времени + веселье. При этом остаться школой добродетели.
2: Сатирическая комедия нравов. Сатира не была едкой, жестокой. С 1737 года существовал закон о цензуре. Сатира допускалась, но в определенных рамках.
Веселая комедия. «Комедия ошибок» Оливер Голдсмит. «Ночь ошибок ». Молодой человек Марло. Отец ему подыскал невесту и сын едет в деревню для знакомства. Марло невероятно робок перед девушками. Свадьба состоялась.