После чисто классицистического «Тартюфа»(1664г.) в 1665г. Мольер за 2 недели пишет комедию «Дон Жуан», где нарушает практически все правила классицизма (комедия написана в прозе, нет триединства и пр.). После 15 представлений спектакль был запрещён(по другим источникам, Мольер сам снял пьесу с репертуара, опасаясь нового скандала после «Тартюфа»). Так или иначе, за возвращение «ДЖ» на сцену автор уже не боролся. В 1677г. комедия вновь допущена на сцену, но уже в стихотворной переделке Тома Корнеля (брата Пьера Корнеля). В редакции самого Мольера «Дон Жуана» стали ставить с 18в., и только в 20в. пьесу признали одной из первостепенных в творчестве драматурга.
После череды «героев одной страсти» дон Жуан является первым персонажем с многогранным характером, причём героя-соблазнителя Мольер отводит на второй план, на первом месте для него герой-атеист, безбожник (в чём, кстати, вскоре был обвинён и сам автор, игравший, между прочим, Сганареля — в своём роде совесть главного героя). Отношение самого автора к дЖ довольно сложное — с одной стороны, драматург ненавидит его и презирает как человека без веры во что-либо высокое, а значит и без моральных устоев, а с другой — хоть и немного, но любит — герой не лишён обаяния, остроумия, не оставляет постороннего человека в беде, да и слово «честь» для него — не пустой звук (хотя и понимает он его несколько извращённо).