Жан Батист Мольер родился в 1622г. учился в колледже Иезуитов, где требовались жесткая десциплина и слепое подченение. Эта атмосфера была чужда Мольеру. Закончил университет, получил образование юриста. Был членом кружка вольнодумцев, материалистов. Ему было близко эпикурейство- главное, этика, которая счастье ставит во главу угла. Счастье в удовольствии. Мольер же делал оговорку- человек должен получать удовольствие, но не за счет других людей, во всем должна быть соблюдена мера.
Начинает сам писать в духе фарса. Середина 17 века- господство фарса.
Во времена Мольера фарс переживает кризис, который проявляется в примитивност, грубых шутках. Мольер считает только трагедию высоким жанром, фарс для него сугубо низкий жанр. Задача мольера состояла в том, чтобы возвысить комедию. Его называют реформатором французской комедии.
Мольер прошел длительный путь от фарса к комедии. Он ищет покравительства в Париже и находит его в мире представителей двора. Его покравитель- брать короля Людвика 14.
Мольер оставил богатое наследие - более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр - высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины).
1659г.- труппа приглашается в париж и выступает в Лувре. Первый спектакль-трагедия, некдачный. Далее играют фарс- триумф.
1661г.- "пале рояль",- в труппе 12 человек, труппа называется "ТРУППА БРАТА КОРОЛЯ". Мольер- директор театра, актер, драматург.
1661г. "Школа мужей", 1662 "Школа Жен"
Школа Жен понадобилась, чтобы перестроить сюжет. Сюжет двигается за счет разницы в характерах. Эта пьеса уже не фарс, а по сути- ВЫСОКАЯ КОМЕДИЯ
ПРИЗНАКИ ВЫСОКОЙ КОМЕДИИ:
1. комедия характеров, сформированных обществом и определяющих ход развития действия
2. поднимает серьезные социальные проблемы
3. Комедия сатирическая, осмеивающая пороки общества
4. элемент поучения.
(Мольер использует один и тот же принцип: его герои- люди одной страсти.
1663г. "Версальский экспромт"- пьеса-репетиция. Герои- реальная труппа.
ТРЕБОВАНИЯ К АКТЕРУ:
1. жить внутренней жизнью
2. глубоко проникать в его характер
3. быть достоверным. Необходима естественная декламация.
Мольер вступает в конфликт с Бургундским отелем. Комедия- балет, излюбленная двором пьеса, Мольером использована для организации притворных праздненств.
1664-66гг.- пишутся лучшие комедии Мольера. 1664- Тартюф, 1665- Дон Жуан, 1666- Мизантроп.
1668-73гг.- Последний период творчества Мольера
1668 -"Скупой". Через главного героя Мольер вскрывает особенность буржуазного сознания- деньги копятся ради денег. Комедия вызывает грусть.
1669г.- "Мещанин во дворянстве". 1671 "Плутни Скапена". 1672 " Мнимый больной". Последняя пьеса- комедия-балет.
________________________________________________
Мольер создавал два типа пьес: бытовые комедии с фарсовыми чертами (герои- маски, плутни, буффонада) и высокие комедии, близкие классицизму, стих, пророки и добродетель разграничены. Абсолютной границы между типами нет. мольер не лирик, любовь у него на 2 плане.
Умер в 1673г.