Религия – один из наиболее важных социальных институтов, которые включает систему социальных норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов, предписаний, стандартов поведения и организационных форм.
Подходы:
- Философско-теологическая система (Индия, Китай) – понимание сверхъестественного. – сущность религии может быть через стремление встречи с Богом(Отто, М. Илиада). Отсутствует сама система, нет точного конечного объекта. В основном рассуждения и предположения.
- Антропологический подход. XIX-сер. XX –нем.философ Фейербах. Основа: религия есть продукт человеческой фантазии. Последователи: Тейлор, Фрейзер. Религия всегда препятствует магии, магия и религия противоположные вещи. «религия возникает тогда, когда магия себя изживает» - Фрейзер.
- Психолог. Подход. Воздействие сознания на религию. В этом случае рассматривается как основа религия – внутренний дух личности. Последователи: Дж. Фрейд : «Основной источник религии находится во внутреннем мире человека». «Иллюзорное исполнение навязчивых желаний человечества». Оппонент : Юм – «В психике каждого человека существует коллективно-бессознательное».
- Социологический подход. Религия – как социальное поведение через образ действия. К. Маркс: «Религия – социальный феномен. Религия отражает ограниченность отношений людей к природе и друг другу». Энгельс: Религия – фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над нами в повседневности. Дюркгейм: Религия – целостная система верований и обрядов, относящаяся к священным, т.е. отдельным запретным вещам, которые объединены в одну моральную общину всех, кто им следует. Не только объединяет общество, но и может его разделить. М.Вебер: Религия – социальное поведение, суть которой в смыслополагании, направлена на рационализацию человеческих отношений к божественному.
Структура религии:
Складывалась в ходе истории
В первобытном обществе не выделялась как самостоятельный институт, а существовала слитно в системе мифологического мировоззрения.
В дальнейшем религия не только не отделялась от политики, но и дифференцировалась.
Компоненты:
- Религ.сознание
- Религ.деятельность
- Религ.организации
Религ.сознание существует в 2х уровнях:
Концептуально (религ.сознание-совокупность религ.догматов, теологии, религ.философии, антропологии, концепции политики, права и экономики).
Обыденно (Религия – религ.чувства, эмоции, настроение, образы, обычаи, привычки и традиции. Интегрирующий элемент: вера. Вера помогает человеку понять, объяснить и упорядочить свою жизнь.)
Религ.деятельность
-практическое духовное освоение мира.
2разновидности:
1)Культовое – молитвы, обряды, богослужение, праздники, паломничество. Средства культа: храм, молитв.дом. Культ.предметы: свечи, церковная утварь, облачения, религиозное искусство (архитектура, пение, живопись).
Удовлетворение религиозных культурных потребностей людей, которое способствует сплоченности религиозной группы, улучшает психологические потребности людей.
2) Некультовая деятельность: разработка религ.идей, интерпретация религ.книг и богословных сочинений, преподавание богословия, распространение религиозных представлений, организационно-управленческая деятельность.
Религиозные организации:
-совокупность религиозных групп.
Религиозная община – объединение учеников вокруг учителя – основателя религии, официально-незакрепленный характер.
Типы религиозных объединений:
Церковь - разновидность религиозной организации духовенства и верующих, объединяющей на основе общности культа и вероучения. Признаки: утверждение о своем сверхъестественном происхождении, наличии догматики, стремление привлечь в свои ряды общества, стремление стать гос.религией, своя резусдикция и нормы, деление на клир (прихожане) и мирян, иерархическое устройство, особый статус духовенства, широкое предписание при поступлении в членство.
Конфессия (лат., букв. — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.
Термин получил распространение в период Реформации, когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания.
В настоящее время конфессией обычно называют определенное направление (группу направлений) в рамках той или иной религии (например, христианства).
Деноминация (лат. denominatio — наименование, изменение имени, «выход из имени») — термин, употребляемый в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда просто как синоним терминов «вероисповедание» и «конфессия».
Термин «Деноминация» восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения.
В христианском контексте слово «деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры».
Часто деноминацией религиоведы называют особый, промежуточный тип религиозной организации, которая, в зависимости от характера образования и тенденций эволюции, соединяет в себе черты церкви и секты, но трудно считать такое словоупотребление удачным.
Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин «культ» — англ. cult, от лат. cultus) — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям.
Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру.
Секты обычно отличаются харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной и принятыми в организации нравственными и поведенческими нормами.
Часто секты создают собственную субкультуру отличающую ее носителей от остальных людей.
Функции религии:
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношений (оценку) и проч.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.
Религия обеспечивает коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.
Культуротранслирующая функция. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала.
Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus - законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм.