Шопенгауэр - крупнейший теоретик пессимизма.
Главный труд - "Мир как воля и представление" в двух томах.
Система Шопенгауэра состоит из четырёх частей-"книг" (теория познания, теория бытия, эстетика и этика), представляющих разные точки зрения на одну и ту же мысль. Раздел о разуме схож у него с кантовским, об эстетике - с платоновским, об этике - с представлениями об этом индусов.
Теория познания
Значительно влияние Канта. "Мир есть моё представление". Истина - мир есть объект для субъекта, созерцаемое для созерцателя; наше восприятие мира опосредовано априорными формами, и так проявляется гносеологическая теоретико-познавательная зависимость.
Теория бытия
Кант считал невозможным создание научной теории бытия, и Шопенгауэр спорил с ним: без неё искомая сущность мира осталась бы закрыта для исследователя. Сущность бытия - мировая воля. Человек способен раскрыть собственную природу, потому что тело даётся каждому как объект среди объектов, представление, и как воля, то есть нечто, отличное от представления. Тело и воля тождественны, потому что каждое воздействие на первое затрагивает вторую, а всякое действие воли отражается на теле.
Воля - сущность также и природы. Пространство и время - свойства сознания. Можно познать мир в одной точке - и понять всю его природу, и эта универсальная точка - тело человека.
- Волюнтаризм - разновидность идеализма.
- Воля едина.
- Мировая воля иррациональна, это порыв (видно на примере инстинктов животных и даже слепых порой действиях человека).
Разум - вспомогательное средство при воле. Он сохраняет индивида. Разумное и логичное = помогающее выживать. Воля организуется всё выше и лучше от неживого мира к миру людей.
Эстетика
Предмет искусства - познание идей, цель - передача познанного. Высшая форма искусства - музыка.
Предметы и вещи суть платоновские идеи, существующие независимо от человеческого сознания. Идею невозможно уяснить с помощью анализа, - только постичь в состоянии вдохновения, поэтому на них ориентируются гении. К незаинтересованному созерцанию, по мнению Шопенгауэра, человек не способен.
Два условия творчества:
- Познание не предмета, а идеи.
- Самопознание художника как чистого, безвольного субъекта.
Этика
Этика затрагивает каждого, ибо касается поступков, но исправить человечество не может, потому что не оперирует реальными понятиями. Философия должна "растолковывать мир", а не быть практической.
Всякая жизнь по существу своему есть страдание. Наш мир - худший из возможных, царство беспощадных случайностей. Страдание изобразимо и ощутимо, а единственное произведение о счастье - "Синяя птица" Метерлинка. Оптимизм - горькая насмешка над невыразимыми страданиями человечества. Люди подобны часам, заведённым и идущим непонятно для чего, и шаткой походкой блуждают через четыре своих возраста. Подлинная ликвидация страданий возможна только через самоубийство, но даже самоубийца хочет жить - просто недоволен. Отрицание воли к жизни не упраздняет, а изменяет качество жизни и мира.
Шопенгауэр выделял четыре особенности жизни аскета:
- Безбрачие.
- Преднамеренная нищета.
- Радостное принятие страдание.
- Постоянный добровольный пост.
Шопенгауэр также говорил, что его философия согласуется с христианством, а Иисус - фигура образная.
Этот мир, в котором мы живём и пребываем,
всецело есть воля и представление,
и больше ничего нет.
Чистое ничто немыслимо.