Фоника
Фоника - учение о звуковой организации текста, с помощью которого определяются как соответствие текста нормам благозвучия в целом (например, текст проверяется на наличие фактов стечения гласных или стечения согласных), так и применение его автором звуковых повторов (аллитерации, консонанса и ассонанса), а также факты их семантизации. Одним из основных достижений современной фоники является отказ от зрительно-графического рассмотрения фонической организации стиха, при котором принимались во внимание не звуки, а буквы, тогда как между письмом и произношением любого языка имеются расхождения. Фоника - одна из трёх составных частей учения о стихотворной речи (наряду с метрикой и строфикой).
Типы звуковых повторов
Звуковые повторы – это способ фонетической инструментовки художественного произведения, т.е насыщения текста звуками или определёнными сочетаниями звуков, повторяющимися в определённых позициях в словах, фразах или стихах. Звуковые повторы гласных (ассонансы) ощутимы и отчетливы только тогда, когда они образуются ударяемыми гласными. Повторы согласных (аллитерации), хотя и сохраняют ощутимость, где бы они ни стояли, но приобретают особую яркость, когда они непосредственно предшествуют ударяемым гласным.
Повторы делят:
- по количеству повторяемых звуков – на двузвучные (упал на пол), трезвучные (паланкин полинял) и многозвучные (посланник в спаленке);
- по количеству самих повторов – на простые (плененный исполин) и многократные (полено упало на палец Наполеона);
- по расстановке звуков внутри повторяющейся группы при каждом новом повторе (при этом Осип Брик рекомендовал при записи таких повторов пользоваться “алгебраическим” алфавитом) – на АВ (спал на полу), ВА (купил лупу), АВС (поляна полна ягод), АСВ (футболист выполнил пенальти), ВАС (сппилен ли пень), ВСА (полине лень петь), и т.д.;
- по расположению созвучий в началах и концах смежных ритмических отрезков – на «скреп», «концовку», стык и «кольцо» (эта классификация приведена Бриком в параллель с традиционным делением фигур синтаксического повтора на анафору, эпифору, стык и охват).
Эвфония и инструментовка
Инструментовка текста включает в себя два основных способа его фонетической организации: во–первых – липограмму, т.е. пропуск писателем в речи определенных звуков, а во–вторых – разнообразные звуковые повторы, например, аллитерацию и ассонанс. Иногда эти способы применяются одновременно. Ломоносов, например, настаивал на учащении употребления звука "а". Липограмма - минус-приём, используемый в наши дни преимущественно для показания своего писательского мастерства. Г. Р. Державин в некоторых стихотворениях избегал буквы "р", потому что она "нарушала сладкогласие".