Представление (образ) – это отражение в сознании предметов в их целостности; они в данный момент не воздействуют на наши чувства. Представление крайне неустойчиво; оно различается по степени яркости и способно исчезнуть, а также напрямую зависит от прошлого опыта личности. В философии образ – любое отображение мира в сознании человека (понятийное и чувственное), в психологии – синоним представления, т.е. мысленное созерцание предмета в его целостности, в эстетике – воспроизведение целостности предмета в определённой системе знаков.
Художественный образ (ХО) – разновидность образа вообще; это результат освоения человеком окружающей действительности. Это категория эстетики, которая характеризует результат осмысления автором какого-либо явления, процесса того или иного искусства.
Особенности ХО:
- имеет типическое значение (несет в себе обобщение)
- носит репрезентативный характер – выделяются какие-то черты реального предмета
- носит символический характер (типичен для лирики)
- экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету (здесь эмоциональной оценкой для автора служит та или иная эстетическая категория – героизация, романтизация, драматизация и пр.)
- самодостаточен, т.е. он есть форма выражения содержания в искусстве
Виды образа:
- По своему характеру образы могут быть трагическими и комическими.
- По месту в произведении образы могут быть главными, второстепенными, эпизодическими.
- По отношению автора образы могут быть положительными и отрицательными
- По способу создания (типу ассоциирования) образы делят на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, запаховые.
- По уровню художественного обобщения разделяют микрообразы (тропы, фигуры, фоника), макрообразы (характеры, символы, картины), мегаобразы (Вселенная, природа, бытие, человек).
- По предмету изображения образы делятся на: образы-персонажи; образы-пейзажи; образы-вещи; образы-эмоции; образы-понятия.
Кроме образов-персонажей выделяют образ автора и образ читателя. Наиболее полно раскрывается образ автора в эпических произведениях автобиографического характера. В лирике образ автора воплощается в лирическом герое, в субъекте лирики, и в лирическом персонаже. Образ автора - это смоделированное им представление о себе. Образ читателя - это авторское представление о том, к кому обращен его произведение Мнимый адресат может иметь мало общего с реальным читателем, но сила воздействия действительно талантливого произведения на реальную читательскую массу такова, что произведение может со временем сформировать своего читателя, доселе не существовавшего.