Выделяются три базовых закона диалектики: 1. единства и борьбы противоположностей; 2.переход количества в качество; 3.отрицания отрицания; 1. Закон ед-ва и борьбы противопол-ей закл-ся в том, что все сущее состоит из противополож.начал, кот., будучи едиными по своей природе, нах-ся в борьбе и противоречат др.другу (н-р: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, и т.д.). Ед-во и борьба противоположных начал – внутр. источ-к движения и разв-ия всего сущего. Особый взгляд на ед-во и борьбу и противоположностей имел Гегель, счит. основоположником диал-ки. Им были вывед. 2 пон-ия – «тождество» и «различие» и показан мех-зм их взаимодей-ия, приводящий к движению. По Гегелю, кажд.предмет, явл-ие обладают 2мя глав. кач-ми – тождественностью и отличием. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к измен-ию (самоизмен-ию) предмета – движению. Н-р: существует об-во, тождественное самому себе, но в нем есть силы, кот. тесно в рамках дан.об-ва; их борьба приводит к измен-ию кач-ва об-ва, его обновлению. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодей-ия:содей-ие (обе стороны оказывают встречную помощь др. др. без борьбы); солидарность, союзничество (стороны не оказывают др. др прямого содействия, но имеют общие интересы и дей-ют в одном направлении);нейтралитет (стороны имеют различ. интересы, не содей-ют др. др, но и не борются между собой);мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны дей-ть только вместе и не могут дей-ть автономно др. от др). 2. Кач-во – тождественная бытию определенность, стабильная сис-ма опред. хар-к и связей предмета. Кол-во – исчисляемые параметры предмета или явл-ия (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – ед-во кол-ва и кач-ва. При опред.количественных изм-ях обязательно меняется кач-во. При этом кач-во не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изм-ие кач-ва приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».3. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превр-ся из нового в старое и отриц-ся все более новым( н-р: смена общественно-экономических формаций; смена вкусов в культуре, музыке). Отриц-ие старых форм новыми – причина и механизм поступат.развития. Однако вопрос о направленности развития – дискусс. в фил-ии. Выделяются след. основные т.зр.: развитие – только поступат. процесс, переход от низших форм к высшим, т.е восходящее развитие; развитие м.б. как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из 3-ех т.зр. наиболее близкой к истинной явл-ся 2-ая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.