Иоганн Готфрид Фихте (1762-1814) созд.субъект.идеалист.ф.концепцию, в основе к-ой принцип свободы и дост-ва Ч. Осн.работы: «О понятии наукоучения», «Система учений о нрав-ти, дост-ве Ч.», «Наукоучение в его общих чертах» и т.д. В фил.концепции его деят-ть практ.часть и теорет.: Ф.- это наука, к-ая должна стать логически обоснован.системой утвержд-й, исходящих из бесспорных оснований, в Ф.надеялся обрести «науку о науках» или «наукоучение», наукоучение исчерп.все чел.знания в его общих чертах; сторонник субъективист.и активист.идеализма (у Беркли субъект пассивен, у Фихте активен). Фихте консолидирует некое «Я» - начало его Ф. Бытие абсолютного и всеобщего «Я», свободного, активнодействующего, сост-т в полагании своей «самости», а не в сост-и природы и к-ры. Из этого самого «Я» развертыв-ся вся природа и чел.к-ра.
Систему разверт-я Я строит поср-вом 3х основополаг.сужд-й:
- Всеобщее Я утвержд.само себя;
- Я противопост.себя не-Я;
- Сознание полгает и объедин.в себе Я и не-Я.
Из этого выводит основы логики и Ф. В его Ф. присут-т некий субстанциональный субъект Я, к-ый порожд.все эмпирические не-Я. Внес вклад в разраб-ку диалект.мышление, не выводит антитезис из тезиса. Ист-к разв-я по Фихте – противоречия: Я взаимод-т с не-Я -> противоречия. Разр-е этого противоречия приводит к новому. Впосл-и его взгляды эволюционировали из субъект.в объект.идеализм.
Переход от субъект.к объект.идеализму был связан с именем Фридриха Шеллинга (1775-1854). Согласно Шеллингу подлинная Ф.должна соед-ть идеальное и реальное, конечно и бесконечное. Осн.положения «философии тождества» Шеллинга были изложены в след.работах: «Система трансцендентального идеализма», «Изложение моей философ.системы», «Идеи философии природы», «Философия мифологии». Исход.принцип – тождество духа и природы. Абсолют.разум, или Бог – есть то, в чем сливается объектив.и субъективное.
Выделяют 3 периода:
- Осмысление диалектики природы
- Разраб-ка абсолют.идеализма и учение о свободе
- Философия откровения
Важный период в Ф.эволюции Ш.- разр-ка диалектики природы. В отличие от Фихте (природа- ср-во реализации нравст.целей) для Ш.природа – телеологич.система, возникшая из разума, чтобы выполнить его цель. Природа – бессознат.форма жизни, ее единствен.назн-е – порожд-е сознат.форм. Весьма плодотворная, согласно к-ой природа – единое целое, усматривалось тождество ее деят-ти в разнообразии ее форм -> вместо механист.понимания природы – органист.понимание. Осн.сущность – антогонизм противопол.сил, жизнь –продукт взаимод-я противопол.сил. Природа проходит в своем разв-и ряд ступеней/потенций:
- механизм- химизм- организм- дух – выявление природы в ее высшей истине
Трансцендентная Ф. – эволюция сознания, основан.на понятии тождества. В дан.случае дух – абсолют.сверхчеловеч.разум, самосозн-е Бога.