XVIII в. в истории европ.мысли назван Эпохой Просвещения, принято было просветить народ.массы. Просвещение было напр.против церкви и христ-ва, как идеологии, охранит.по отн-ю к феодализму. Философ.теорет.основой просвещения стали деизм и материализм. Ф.франц.просвещения неоднородна. В ней можно выделить 2 напр-я:
1 – материалистическое
2 – деистическое
Послед-ли матер-ма – Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций – настойчиво утверждали, что разум- не т.путь постижения, но и критерий истин-ти; очистили матер-м от религиоз.прививок, франц.матер-м выст.в механист.форме (т.к.законы мех-ки перен-ся на Ч., на общ-во, возвод-ся в ранг всеобщих)
А) Ламетри, Гольбах, Дидро – естеств.-научное напр-е во франц.матер-ме; пытались поставить ряд новых проблем перед наукой (физиология, биология), итог работы дан.напр-я – труд Гольбаха «Система природы» - библия матер-ма.
Б) 2ое напр-е матер-ма – большое внимание Ч.и его обществ.жизни (Гельвеций, Гольбах).Развиваемые идее естеств.Ч., и норм общ-ва, основан.на началах природы, связаны с англ.матер-м, вырабат.соц-эконом.и этические идеи.