пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2017:
» биология
» криминалогия
» паразитология
2016:
» история
всякое 2:
» 200-300
» 300-400
» 100-200
» 0-100
» 400-500
всякое:
» 0-100
» 100-200
» 200-300
» 300-400
» 400-500
» 500-600
лингвистика:
» русский
ФИЛОСОФИЯ:
» Философия
БИОЛОГИЯ:
» патофизиология
» биология беларус.

Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма.

Дж.Беркли(1685-1753)- разраб.субъект-моралист.учение, сенсуалистическое, Беркли отбрасывает матер-м. Логика, матер-м – вредная идеология для общ-ва, вызыв.беспорядки. Единств.и воспринимаемой Ч.реальностью считает ощущения/идеи. Согласно Беркли в действит-те сущ-т души и сотворивший их Бог. Кроме души и Бога сущ-т также ощущения, или идеи, к-ые вклад.Богом в чел.души. Все объективное во внешнем мире сводится к субъект.содер-ю идей в чел.душах, св-ва внешних объектов сводятся к ощущениям в нас. Идеи не м.б. копиями вещей внешн.мира,т.к. эти идеи порождены духом и все духа не сущ-т. Познание Ч.мира сост-т в описании разл.комбинаций ощущений или идей. Материя – это понятие, к-ое реально ничего не обозначает, приносит только вред науке, стоит отказаться.

Осн.принципы учения Беркли:

  1. Сущ-ть –значит быть воспринимаемым;
  2. «Я не в сост-и помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения или восприятия»;
  3. Мы не можем восприн-ть предметы природы в некоем их сущ-и, отличном от того, какими они предст.перед разумом;
  4. Необх.отвергнуть свойственную материалист.теории мысль о том, что идеи м.б. копиями или отражениями вещей.

Вышеназванные положения Беркли служили защите религии философ.принципами и опровержению матер-ма.

Др.представитель был Дэвид Юм (1711-1776), осн.работы: «Трактат о чел.природе», «Исслед-я о принципах морали».В центр философствования ставит учение о Ч., к-ое базир-ся на субъективно-ирреалист.теории познания и значит.доле агностицизма. Задача познания –не в адекват.отражении действит-ти, а в том, чтобы его рез-ты были руководством для практ.ориентации. Стремился созд.Ф.здравого смысла. Исходным пунктом рассужд-й явл-ся впечатления; причины, вызыв.впечатления, непознаваемы; на основе впечатлений образ-ся идеи – копии впечатл-й. Идеи могут вступать в связь др.с другом на основе 3х принципов:

  1. принцип сх-ва;
  2. принцип смежности во времени и пространстве;
  3. принцип причинности.

Юм уделяет внимание причин.связи, согласно Юму отн-я м/у причиной и действием нельзя уст-ть не интуитивно, или с помощью анализа и док-ва. Не признает вероят-ти познания причин.связей. В нашем опыте нам дана только цепь разл.событий и последоват-ть. Наблюдая за этим, мы приобретаем привычку или вред, что одно след.за другим. Ядро Ф.Юма – учение о чел.природе. В чел.природу вкл.след.глав.признаки:

1.Ч. – сущ-во разумное (нах-т себе надл.полку в науке)

2.Ч. – не т.разумное, но и обществ.сущ-во

3.Ч. – деятельное сущ-во, и благодаря этой наклонности, а также в силу потребностей чел.жизни, он должен предав-ся разл.делам и занятиям, и, следуя разл.способностям, Ч.ведет смешан.образ жизни, избегает крайностей. Силы возм-тей Ч.во всех напр-х его деят-ти ограничены. В связи с этим в отн-я к чел.сущ-ву необх.здоровая доля скептицизма.


05.05.2015; 00:26
хиты: 1164
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь