Бытие – исходная и наиболее общая ф-я категория, выражающая самую главную существенную характеристику любого предмета, явления, процесса, а именно их способность быть прямо или косвенно, проявляться, взаимодействовать.
Небытие – все то, что лишено формы, пока или уже, но имеет способ существования.
Субстанция – самодостаточное, детерминированное существование, определяющее первоначало мира, предельное основание, к кот сводятся все конечные формы ее проявления; нет причин ее собственного существования; существует только благодаря самой себе, самостоятельно и самодостаточно.
Материя – объективная реальность, кот отражается человеком в его ощущениях, мыслях, в процессе познавательной деятельности, существуя независимо от них.
Движение, как способ существования материи – любое взаимодействие, взятое в единстве со своим результатом – вызываемые им изменения (процесс + результат = движение).
Основные свойства движения:
- материальное (оно не отделимо от своего носителя – материи);
- объективная (в своей реализации самодостаточно, его формы и свойства многообразны и вместе с тем познавательны);
- универсальная (нет ни одной точки в пространстве, равно как не существует момента времени, в кот не осуществлялось бы движение в одной из его форм);
- противоречивая (взаимодействовать и изменятся – означает одновременно и быть, и не быть, т.е. быть нем же самым и вместе с этим, другим).
Разновидности движения:
- механическая (перемещение шара на плоскости);
- физическая (ядерная реакция);
- химическая (хим. реакция окисления);
- биологическая (деление клетки);
- психологическая (ощущение, мышление);
- социальная (соц.-полит революция);
- космическая (расширение межгалактического пространства).
Основные философские концепции происхождения сознания:
- идеалистическая (существует изначально, до появления материи и человека; Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Гегель);
- материалистическая (порождается высокоорганизованной материей, до человека не существовало; Маркс, Дарвин, Кант, Фейербах);
- пантеистическая (неотъемлемое свойство космической субстанции, существует вечно, но по разному проявляется во множестве материальных форм и имеет развития, подлежит развитию в ходе космической эволюции).
Дух – в настоящее время, то, что является противоположным природе (подход сложился в период Нового Времени).
Философское представление о духе:
- религиозно-идеалистическая (нечто нематериальное, противоположно вещественному телесному, материальному; Августин Блаженный, Фома Аквинский);
- материалистическая (дух есть порождение высокоорганизованной материи, тесно с ней связан и не имеет самостоятельной субстанциональной основы; Людвиг Фейербах);
- пантеистическая (дух и материя различные состояния, полюса, единой космической субстанции; дух – разряженное, утонченное, организованное состояние материи; материя – кристаллизованный дух; Блаватская, Ладью).
Философское решение проблемы единства мира:
- субстанциональное единство мира (предполагает рассмотрение всего разнообразия известных науке объектов, с позиции их общей единой субстанциональной основы – материи);
- единство мира (определенная общность законов, действующих в многообразных формах материи, этот аспект единства мира выражает распределение систем законов природы во всем пространстве – временного континуума);
- эволюционное единство мира (определяется генетической взаимозависимостью всех форм движения материи, ядро в концепции универсального эволюзионализма – положение, по кот направленно изменяются не только явления, но и его сущность, т.е. сами законы тех или иных форм бытия).