В развитии налогообложения выделят несколько этапов развития:
1) древний мир – когда понятие налог еще не существовало. Государство представляет собой республику, что переводиться как общественное дело; дело всех граждан. Чиновников с оплаченными должностями еще не было, избранные государственные служащие выполняли свои обязанности за счет собственных средств, а в чрезвычайных обстоятельствах обращались за помощью к согражданам.
Таким образом, государство не нуждалась в постоянных поступлениях в казну, налоги собирались как правило с побежденных народов, иноземцев и воспринимались как зависимость.
2) В средневиком обществе – налоги так же не могут быть отнесены к основным источникам дохода государства.
Для процесса их взимания характерна, высокая степень добровольности и близость к понятию жертва.
Таким образом рассматривался, как безэквивалентный платеж, т.е. лицо заплатившее налог не получалось взамен от государства ни каких либо благ или услуг.
Поэтому на данном этапе налог выступает индивидуальным, безэквивалентным движением денежных средств от индивида к государству.
3) В 16 в – 17 в расходы государства растут быстрыми темпами, поэтому получил распространение принцип в соответствии, с которым при ЧС правители стран обращались к целевым налоговым поступлениям. На данном этапе налог выступает, как движение денежных средств от индивида к государству предполагает наличие определенной цели.
4) В 17 в – 18 в. по мере развития общества, расходы государства резко возрастают, и оно вынуждено искать дополнительные источники доходов. В связи с этим возникают теории, оправдывающие и объясняющие налогообложение, они получили название индивидуальных теорий. Первыми были теория обмена и теория страхования, следовательно человек уплативший налог, какие либо блага от государства (т.обмена) либо страхуют себя при владении каким-либо имуществом(т. страхования)
Наибольший вклад в развитие индивидуалистической теории внесли представители классической политической школы.
В трактовке налога А.Смит занимал позицию теории обмена, но дополнил ее принципами налогообложения : хозяйственная независимость и свобода , справедливость, определенность удобства и экономия, в связи с этим в трактовке Смита налогом является лишь то движение денежных средств, которое основывалось на принципах налогообложения.
5) В первой половине 19 века разрабатывается теория наслаждения.
Наслаждение в данном случае доставляет блага, которые предоставляются государством обществу за что оно должно платить налоги, соответственно из этой теории возникает постулат о принудительном характере налога появляются новые теории. (теория жертвы; теория удовлетворения общественных коллективных потребностей) они рассматривают налог как обязанность, вытекающая из существования государства.
На этом этапе к налогу добавляет понимание того, что он является императивным. (Если налог не платиться к человеку применяются санкции)
6) Марксизм предал налогу классовый характер и рассматривается как дополнительная форма эксплуатации трудящихся.
7) Великая депрессия 1930- х годов ознаменовала кризис методов управления экономики.
Возникает новое учение(кейнсианство) в первые налог рассматривался не только, как способ изъятия денежных средств, но и в качестве одного из основных регуляторов экономики.
Используя налоги, государство может влиять на структуру производства, сдерживание или ускорение развития, что может способствовать экономическому процветанию или депрессии.
8) В период с 1945-1970 года научно-технический прогресс, энергетический кризис снова приводят к переосмыслению методов воздействия на экономику, формируется теория экономики предложения.
Представители, которые выступают за независимую бюджетную политику, основной политики является реформа налогообложения в сторону уменьшения налоговых ставок.
Лаффер изобретает зависимость между величиной налоговых поступлений в бюджет ии уровнем налоговых ставок, эффект Лаффера.
Одновременно с теорией экономики предложения возникает новая экономическая наука- экономика общественного сектора. Налоги рассматриваются в качестве затрат на производство различных общественных благ, причем государство за право их производить должно конкурировать с частным сектором, а население имеет право выбора.
Т.е. эта наука говорит о возвратности налога, а смыслом налогообложения, является удовлетворение населением его насущих потребностей.
Т.о. налог эволюционирующая категория, которая развивается в след за развитием государства.