Христианство через отношение «Я» к Богу. Выделяет 2 понятия : беспокойство и отчаяние. Я это всегда отношение 2 элементов (я к самому себе через другого). Если понимает себя как я, оно перестаёт различаться в себе. Чтоб сохранить различие, возникает отношение я как к другому. Если это различие сохраняется, то тогда возникает угроза возникновения собственного я в своей конкретности и именно здесь возникает отчаяние. Но человек отчаянно стремится быть самим собой. Вопросы: Как обрести собственное я? «Оно возвышается над животным». Блаженство заключается в отчаянии, т.е уже есть изначально. Задаёт бинарную оппозицию → различение. Необходимо: «Подцепить отчаяние, это божественный шанс» чтобы сохранить свою идентичность. Отчаяние - смертельная болезнь, которая не может привести к смерти. Я положительное и определяется из вне или я другим. Чем больше человек пытается освободиться от отношения к самому себе, тем больше оно возникает. Отчаяние – движение я к самому себе. Опасно в этом движении - удаление воображения я и погружение в фихтовские состояние рефлексии, тогда я становлюсь абстракцией в возможном (возможное я тождественно воображаемому).
Другое направление движения - к конечному я (недостаток бесконечного, полное отсутствие духовности). Чтоб спастись от отчаяния, человек отождествляется с другим, направляет себя в сторону прошлого или будущего. Эти иллюзии не имеют отношения к реальности и подлинному я. Как преодолеть отчаяние? Рефлексия отчаяния – не избавление от него. Человек конечен – отчаяние. Не рефлексирует, что бесконечность и вечность – понятия. Я как я мыслящее можно спастись от отчаяния, поскольку при трансформации я непосредственно в я мыслящем, я сталкивается с требованием бесконечного я. Ввиду того, бесконечность и вечность субъектом является Бог, т.е я является частью божественной субстанции или Бога. Очевидно один выход из отчаяния - обращение к Богу.