Наталья Автономова “Миф: хаос и логос”. Постоянный интерес к мифу не случает во1) - до сих пор не существует общей и полной картины становления мифического сознания2) совр мысль постоянно обращается к проблеме мифологического сознания3) в совр-м об-ве возник феномен ремифологизации
Миф это такая форма сознания кот-я отделилась от человеческой практики. Мифологич образ мысли предполагает образ действия человека в мифологическом мире. Первоначально миф антропологичен. Миф не просто рассказ он и есть сама действительность. При этом человек безусловно верит в эту реальность. Позже миф начинает выполнять знаково символическую функцию, кот-я объясняет происхождение вселенной и окружающих чел-ка вещей.
Мифологическое сознание позитивно и неизбежно, оно служит для рационального осмысления действительности. Процесс ремифологизации связан с потерей социальных идеалов. Обыденное знание начинает выполнять системообразующую роль в структуре общественного сознания. Одним из источников является "полузнание", которое является следствием уязвимой и пассивной позиции человека перед информацией и техникой. Полузнание порождает иллюзии. Другой причиной является неудовлетворенная потребность в целостном взгляде на мир. Мифологическое сознание сегодня - способ безболезненного погружения в незнание. Без архаических мифов нельзя представить себе существование, а без социального возможно.
возникающие вновь социальные мифы - это тот же самый логос, который некоторым образом структурирует социальную реальность, тогда почему Автономова утверждает, что они структурируют хаос?
Проблему возможности философии и мифологии рассматривает в своей работе "Философия символических форм" Э. Кассирер. В процессе самоопределения философия необходимо обращается к другим областям знания. К мифу раньше, чем к другим областям культуры. Миф не является вымышленным или выдуманным. Миф обладает собственной реальностью. Если рассматривать соотношение мифа и истории, то история всегда вторична. Миф - это реальная сила, которая господствует над сознанием, миф не может существовать и вне сознания, миф не может быть только последовательностью представлений, потому что эта реальность некоторым образом переживается. Сама мифология - это история богов, то есть мифологический процесс, это способ разворачивания пантеистической субъективности. Субъект-объектное тождество, как тождество абсолютного духа и природы. Такое понимание мифов отсылает нас к метафизике субъективности. Кассирер предлагает изучать мифологическое сознание с позиции критической феноменологии, где миф рассматривается "как субъект культурного процесса". Миф имманентен самому себе, это способ создания своего мира.