1. Вклад религии в международное право.
Прежде всего следует определить, что такое «религия». Так, религию можно понимать, как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ — Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества. Религия выступает особой формой осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Она включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
1. Религия и международное право в до государственный период.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что если мы хотим проследить и понять в целом, как религия влияет на международное право, нам нужно обратиться к истории от становления международного права вплоть до наших дней. Как было приведено ранее в этом подразделе, что большинство ученных считают, что международное право начало зарождаться с появлением первых государств, другие же исследователи утверждают, что зарождение международного права началось как только один человеческий род начал взаимодействовать с другим, а со временем такое взаимодействие переросло в межплеменные отношения. Однако следует отметить, что невозможно выделить ту или иную концепцию становления международного права, поскольку история — это динамичная наука из-за новых открытий, новых археологических находок, либо их отсутствия в силу их не сохранности, что в последствии отражается на ее направленность в целом. И поддержание всего лишь одной концепции может привести к неполному раскрытию того или иного вопроса, как в нашем случае это вопроса: «Как религия повлияла на международное право?». Поэтому, исходя из исторических, археологических, этнографических фактов и религиозных текстов, которые были приведены выше, в своей работе мы считаем правильным развивать обе эти концепции. Таким образом, было решено этот подраздел начать с исследования поставленного вопроса, в догосударственный период. Следует отметить, что это было достаточно сложной задачей, в силу своей специфики религии того времени (а точнее ее зачатков) и достаточно малого количества источников которые говорили бы нам, о том периоде времени, а также направленность исследований археологов, которая в основном заключается в раскрытие жизни внутри племени либо общины, а не на то, как это племя либо община взаимодействовали друг с другом. Однако несмотря на это, в своей работе мы показали, что религия в период обитания кроманьонца и неандертальца также начала своё зарождение, как и международное право. Она влияла на межплеменные отношения посредством обмена культурой между ними. С дальнейшем развитием человечества, религия занимает доминирующее место в их жизни, определяя поведения человека как внутри общины, так и поведения одного племени с другим. Наиболее яркое влияние религии на международное право, мы можем проследить в мифах и религиозных эпосах которые дошли до нас. Такие как: миф о «Споре Гора и Сета», «Мирное решение спора Хора и Сета», «Книга мёртвых» о судебном процессе в загробном мире, индийские религиозные тексты «Ригведа», «Рамаяна», «Махабхарата», упанишады, «Атхарваведа» заложившие прочные основы международного гуманитарного права, а также дипломатии. Кроме того, это и китайские книги оракулов повествующие о жертвоприношениях людей из другого племени своим предкам, и зарождение института убежища. Все выше проведённые исследования дают возможность показать и утверждать, что религия в догосударственном периоде имела достаточно огромное влияние как на культуру племён, так и на их взаимодействие между собой, другими словами на зачатки международного права.
2. Влияние религии на международное право в древние века
На основе выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что черты международного права начали более ярко проявляться в период становления первых государств. Религия занимала главенствующее место во всех сферах жизнедеятельности древних народов, в том числе и в международном праве. При заключении международных договоров боги выступали гарантами соблюдения договоров, а их гнев за нарушение обязательств и проклятия являлись санкцией за его нарушение. Таким образом в этот период начал зарождаться принцип «договоры должны соблюдаться». Кроме того, влияние богов и символов с языческой веры мы можем проследить и в наше время как на национальном уровне так и на международном. Ярким примером чего является изображения символа правосудия «весы» – которые древние греки переняли из религиозных верований египтян, и изображение богини Фемиды как символа правосудия. Этих два религиозных символа применяются и по сей день, не только национальными судами, но так же и международными. В частности, мы можем проследить это на эмблемах международного суда ООН, и международного уголовного суда (весы обрамлённые в ветви оливы на эмблеме). Кроме того, то что все судьи в мире носят мантии, как мы видели из выше сказанного тоже является своеобразным религиозным ритуалом. Не стоит также забывать и о специальных ритуалах для призыва богов в качестве свидетелей, проводимых при заключении международных договоров, которые осуществлялись жрецами-послами «фециалами» которые могли проводить ритуал объявления войны. А также и о греческих религиозных полисных объединений под покровительством того или иного божества. Которые создали первый арбитраж по разрешению международных споров внутри амфиктионий, и оказав не маловажное влияние на международное право. Религиозные верования фараонов и царей также имели ярко выраженный характер, который отражался и на международное право: во-первых, на правосубъектности первых; и во-вторых на те международные договора, которые они заключали между собой призывая своих божеств в свидетели и его охранников, а в нарушение обязательств их наказания в виде санкции. В Древней Индии принципы международного гуманитарного права отображались в религиозных верованиях закреплённых в священных текстах, которые с становлением государства, цари закрепляли в своих работах. Примером чего может послужить Кодекс Ману и др. Конечно же религиозный вклад в международное право принесли и другие государства.
3. Влияние религии на международное право в средние века.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что с возникновением христианства и мусульманства как двух самых распространённых мировых религий того века, возникла некая биполярность, которая основывалась на религиозном факторе. Иными словами, сложились две большие религиозных систем международного права, которые из-за своего религиозного фактора нередко вступали в военные столкновения носившие название «священных войн». Цели, которых нередко отличались от целей самих воюющих преследовавших совсем иные нежели, распространения веры. В основном феодалы участвовали в так называемых «священных войнах» по разным личным причинам: одни пытались получить славу, другие земли так как большинство из них было бедными, третьи потому что зависели от воли Папства и самостоятельно не могли принимать никаких решений и боялись отлучения от церкви. Папа имел же свои цели и интересы. Влияние религии в этот период следует подразделить на две группы, которые имеют достаточно тонкую границу между собой. В первую группу можно отнести влияние религии непосредственно на нормы самого международного права, через Вселенские Соборы, трудов известных богословов, которые повлияли на саму его теорию, а также священные тексты (Библия, Тора, Коран и т.д.), в другую группу мы можем относить те факты, которые говорят о том, что влияние религии на международное право применялось в качестве выгодного инструмента, и как основного требования или фактора. В большинстве случаев папство использовало религию как очень удобный и выгодный инструмент для осуществления поставленных целей и осуществления внешней политики и мирового господства, стремясь создать одно единое государство, которое объединило бы в себя все остальные, с единой религией внутри и Папой во главе, как единственного правителя всего мира. Нельзя сказать, что это был сплошной негативный опыт влияния на международное право, в нем конечно были и свои позитивные стороны. Однако религию как инструмент могли использовать и другие субъекты международного права в эпоху средневековья. В частности, яркий примером может служить княгиня Ольга и её дипломатический ход с крещением. Дипломатия также нередко использовала религию в качестве инструментария. Как основной фактор или требование в международном праве мы можем видеть в качестве идеи о первой Христианской Лиги, куда могли входить лишь христианские государства; привлечение Бога для подтверждения клятвы и заключения международных договорённостей и т.д. Хотя, следует отметить, что это деление достаточно условное. Также, было приведено достаточное количество фактов, свидетельствующих о влиянии религии на международное право.
4. Религия и международное право с конца средних веков и о начала 20 века.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что хоть большинство авторов говорит о падении роли и влияния религии на международное право в этот период времени, но вместе с тем мы можем с ними не согласиться. Так как хоть Священный Рим и потерял свою власть в мире со временем, однако религиозные нормы все ещё продолжали своё влияние на международное право. В том числе примером может служить и причины Тридцатилетней войны, и как результат принятие Вестфальского мира. А также, и Венский конгресс и Священный Союз, инициатором которого был русский император, и международный акт Священного Союза, нестандартной формы (носившего в большей мере религиозный характер). Который, из-за Крымской войны претерпел неудачу.
Влияние религии на международное право оставалось и в том аспекте, что нормы тогдашнего международного права применялись непосредственно лишь к христианским государствам, в то время как нехристианские государства не подпадали под их действие, либо они использовали лишь некоторые модифицированные положения международного права.
5.Религия и международное право в момент перехода от классического к современному периоду.
Таким образом, подводя итоги следует сказать, что нельзя согласиться с мнением учёных о падении влияния религии на международное право в период его перехода от классического к современному. Так, как в создании первой международной универсальной организации Лиги Наций участвовала общественность. В частности, влияние в создании и работе международной организации, оказало движение пацифистов которые основывались на принципах заложенных в мировых религиях. Однако, по большей мере влияние на международное право оказало христианство. Нельзя также согласиться и с тем, что влияние католической церкви на международное право было не значительным. Поскольку, на сегодняшний момент, Ватикан во главе с Папой Римским является городом-государством, которое оказывает влияние на международное право. Так, Ватикан является постоянным наблюдателем при ООН. Кроме того, Ватикан является субъектом международного права. Благодаря чему может осуществлять свою внешнюю политику и оказывать влияние на международное право.
------------------------------- Вывод.
Исследовав и проанализировав исторические события, в которых можно выявить влияние религии на международное право, мы пришли к выводам, что для того, чтобы проследить и понять в целом, как религия влияет на международное право, нужно обратиться к истории от становления международного права вплоть до наших дней. Исходя из проанализированных фактов, начальной точкой зарождения влияния религии на международное право, следует считать межплеменные отношения, которые появились в период существования неандертальцев и кроманьонцев. С дальнейшем развитием человечества, религия занимает доминирующее место в их жизни, определяя поведения человека как внутри общины, так и поведения одного племени с другим. Неолитическая революция способствовала развитию международного права, торговли, обмену, а также более яркого влияния религии на международное право. Мифы, ритуалы, культы играли не маловажную роль в международном праве в додинастический период правления первых фараонов в Древнем Египте. А также, развитие культа справедливости Богини Маат. В Древней Индии в межплеменной период, велись кровопролитные войны, которые регулировались с помощью религиозных верованиях. Отразившихся в современном международном гуманитарном праве. А в межплеменной период в Китае, приносились многочисленные жертвы предкам и духу Земли. Позже, с возникновением первых государств в Древние века, влияние религии на международное право лишь усиливается. В Древней Греции не маловажное влияние на международное право оказали амфиктионии – религиозные союзы под покровительством одного из божеств. Если Храмы их Бога осквернялись, то все города-полисы были обязаны объявить «священную войну». А вовремя празднеств запрещалось вести войну, так провозглашался «божий мир». С развитием Древнего Рима влияние религии на международное право можно проследить в фециальном праве. Так, фециалы совершали ритуалы объявления войны, заключения мира, а также следили за соблюдением международных договоров. В частности, немаловажное влияние на международное право оказал договор между хеттским царём Хаттушилем III и Рамсесом II. В котором боги призывались в свидетели заключения международного договора, а также выступали в роли санкции, что свидетельствует о зарождении принципа «договоры должны соблюдаться». Зарождение и распространение христианства, а также мусульманства, знаменовало качественно новый этап в развитии влияния религии на международное право. Становление власти Папского престола и ведение его внешней политики свидетельствует о том, что влияние религии на международное право достигло своей наивысшей точки. Не маловажными событиями свидетельствующие о влиянии религии на международное право, свидетельствуют и проводимые Папским престолом крестовых походов против неверных и еретиков. Также, мы можем проследить влияние религии и при визите княгини Ольги в Византию, и международных договорах принятые Олегом в 907 году с Византией, Игорем в 945 г. и Святославом 971 г. С началом существования идей теологов М. Лютера, ж. Кальвина, У. Цвигли власть Папы падает, а внутри церкви проводиться реформация, зарождается протестантизм. Такие изменения, а также прения Ватикана с Венецией по религиозным вопросам, стали причиной и началом Тридцатилетней войны. Результатом которой, стал Вестфальский мир ограничивающий власть Папы. Наполеоновские войны, стали причиной Священного Союза между христианскими государствами, сложенного в необычной редакции. Однако, Крымские войны 1853 – 1856 г. положили конец этому союзу. Постепенно приход к власти коммунистов и развитие науки, становиться следствием упадка власти Папы Римского. Но влияние религии на международное право, мы можем проследить, в создании и деятельности Лиги Наций, на которые должным образом повлияли идеи религиозных пацифистов. С подписанием Латеранского соглашения 1929 г., Ватикан официально получил светскую власть, и стал субъектом международного права. Вторая мировая война, стала следствием создания ООН, а также повышения влияния религии на международное право. Возникновение ООН, знаменовало переход международного права от классического к современному, в котором влияние религии усилилось.
Охарактеризовав влияние религии на международное право в настоящем времени, мы пришли к выводам, что ранее своё влияние на международное право, которое мы используем сейчас, оказывало главным образом христианство в виду исторических моментов. Так же нельзя отрицать и те моменты влияния христианства и как на права человека так и на принципы международного права. Однако вся старая система взаимодействия между собой религий рухнула, поскольку она приносила лишь разногласия и непонимание, даже некую враждебность, в результате чего жертвами оказывались большинство невинных людей, а террористы оправдывали свои действия, трактуя это как желание всевышнего. Поэтому сейчас, как религия, так и международное право переживают качественно новое явление – диалог основных религий мир, который проводится под эгидой ООН. Если раньше мы говорили о влиянии на международное право той или иной религии, то на сегодняшний момент, мы можем утверждать о влиянии всех основных мировых религий в рамках религиозного диалога, не ущемляя право например ислама или буддизма и т.д. Все они являются равноправными членами проводимых Съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые призваны помочь ООН в борьбе с проблемами мирового масштаба. И возможно, в будущем этот диалог поможет решить наболевшие вопросы и уберечь от новых проблем.
Проанализировав способы влияния религии на международное право, были сделаны следующие выводы: на всех исторических этапах религия оказывала своё влияние на международное право, двумя путями. Первый заключается в том, что религия служила правомерным инструментом для осуществления внешней политики как жрецов, Папского престола, так и самих князей, королей, а на сегодняшний день политиков, террористов, и лидеров основных и традиционных религий. Яркими примерами могут послужить дипломатия княгини Ольги, борьба с неверными и еретиками Папского престола, которые были инициаторами кровопролитных крестовых походов. Кроме того, также примером, может послужить и деятельность Ватикана во внешней политики, в которой религия была достаточно удобным инструментом решения существовавших проблем, и продвижения своего господства над миром. Результатом чего, стала Тридцатилетняя война. В дипломатии религия являлась очень удобным инструментарием. Так, даже Священный Союз основанного на христианстве, не редко выступал в руках австрийских дипломатов инструментов. Второй путь, или способ, заключается в том, религия осуществляет своё влияние на международное право посредственно на его принимаемые нормы и символику. Примером, могут послужить самые первые международные договора, где нередко боги призывались их свидетелями, а в случае нарушения карателями. Также, это и фециальное право в Древнем Риме, закрепление нормы ограничивающей власть Папы в Вестфальском мирном договоре, далее это Договор о Священном Союзе и т.д. Касательно символики, то яркими примерами такого влияния религии можно проследить на всех эмблемах Комитета красного креста, ООН, а также в символике Международного суда ООН, и Международного уголовного суда. Обычай носить судьями мантии, также носит влияние религиозных верований ещё древних греков и египтян. Можно сюда отнести и труды различных учёных и богословов, которые принесли вклад в развитие международного права.
В завершение следует, отметить, что религия оставила достаточно глубокий отпечаток в международном праве, играя не маловажную роль и по сей день.