Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских сообществ).
Совокупность этих решений в западной доктрине обозначают терминами "прецедентное право" - в странах англосаксонской правовой семьи или "судебная практика" - в странах континентальной Европы (остальные государства-члены).
Прецедентное право / судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположеній, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.
Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие "общие принципы права Сообщества", а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.
Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при решении дел судебными органами всех государств-членов. Существующее ныне прецедентное право Союза останется в действии и после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 Можно предполагать, что роль этой группы источников продолжит возрастать в связи с предусмотренным Лиссабонским договором расширением юрисдикции союзных судов.
Состав и структура Суда ЕС. Компетенция Суда ЕС.
Заседания Суда проводятся в составе палат или в составе Большой палаты в соответствии с правилами, установленными для этих целей в Уставе Суда Европейского Союза. Если это предусмотрено Уставом, Суд может заседать в полном составе.
В состав Суда ЕС входят по одному судье от каждого государства-члена (после последнего расширения – 27), которым помогают 8 генеральных адвокатов. Суд может заседать в палатах или собираться на пленарные заседания для рассмотрения особенно важных или сложных дел и по требованию государств-членов.
Обязанностью Генерального адвоката, который действует абсолютно беспристрастно и независимо, является представление в открытом суде обоснованных позиций по делам, которые в соответствии с Уставом Суда Европейского Союза требуют его участия.
Судьи и Генеральные адвокаты Суда добираются из лиц, чья независимость является несомненно и которые обладают квалификацией, необходимой для назначения на высшие судебные должности в их странах, или являются юристами признанной компетентности; они назначаются по общему согласию правительств государств-членов сроком на шесть лет после проведения консультаций с коллегией.
Каждые три года происходит частичная замена судей и Генеральных адвокатов в соответствии с условиями, установленными в Уставе Суда Европейского Союза.
Судьи избирают Председателя Суда из своего состава сроком на три года. Председатель может быть избран повторно.
Судьи и Генеральные адвокаты, что уходят в отставку, могут быть назначены повторно.
Суд назначает своего Секретаря и устанавливает правила, регулирующие его работу.
Суд устанавливает свой Регламент. Этот Регламент требует одобрения Советом.
Компетенция Суда.
Суд Европейского Союза пересматривает правомерность законодательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, кроме рекомендаций и заключений, а также актов Европейского Парламента, имеющих целью правовые последствия для третьих сторон.
Суд Европейского Союза также пересматривает правомерность актов органов, служб и агентств Союза, имеющих правовые последствия для третьих сторон.
Суд Европейского Союза для этих целей имеет юрисдикцию по искам государств-членов, Европейского Парламента, Совета или Комиссии на основе нехватки компетенции, существенного нарушения процессуального требования, нарушения договора или любой нормы права, связанной с их применением, или злоупотребление полномочиями.
Суд при этих же условиях имеет юрисдикцию по искам Счетной палаты и Европейского центрального банка и Комитета регионов с целью защиты их прерогатив.
Любое физическое или юридическое лицо в соответствии с требованиями, установленными в части 1 и 2, может возбудить производство против решения, адресованного этому лицу, или против решения, что касается их непосредственно и лично, и против регуляторного акта, который касается их непосредственно и не приводит к исполнительных мероприятий.