Личность преступника — это совокупность существенных и устойчивых социальных свойств и признаков, социально значимых біопсихологічних особенностей индивида, которые, объективно реализуясь в конкретном совершенном преступлении, придают совершенному деянию характер общественной опасности, а виновному в нем лицу — свойства общественной опасности, в связи с чем оно и привлекается к ответственности, предусмотренной уголовным законом.
О личности преступника можно говорить лишь в отношении лица, виновного в преступной деятельности, то есть лица, совершившего систему умышленных целенаправленных действий, предусмотренных уголовным законом, направленных на реализацию общего для них мотива. Иначе можно было бы говорить лишь о лицах, совершивших преступления. Стоит признать условность предлагаемого деления на преступников и лиц, совершивших преступления. Он логически безупречен, потому что преступная деятельность нередко квалифицируется как одно преступление и, следовательно, преступники - это разновидность людей, виновных в преступлениях. Однако с такой неточностью приходится все-таки смириться, поскольку до сих пор не выработано соответствующей терминологии, с помощью которой можно было бы отличить случайных преступников от "закоренелых", даже если они отбывают наказание за одно преступление.
В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным и вступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение, поскольку дает возможность правильно определить направления и рамки изучения личности преступника и именно те ее свойства, которые сыграли решающую роль в совершении преступления.
Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. И криминологов больше интересует генезис личности преступника, то есть процесс ее становления и развития, раскрывает детерминанты ее формирования. Такой интерес исчезает, когда это лицо перестает быть антисоциально ориентированной. Итак, антиобщественных свойства, которые характеризуют личность преступника, существуют до преступления и обусловливают его совершение, однако признание конкретного лица преступником возможно только после тау связи с совершением ею преступления. Следовательно, начальный момент появления "личности преступника" совпадает с фактом совершения преступления. Она прекращает свое существование после отбытия осужденным наказания за совершенное преступление, а именно после достижения целей наказания, после потери им свойства общественной опасности. Как показывает практика, случается, что исправление осужденных может и не состояться. Однако даже в таком случае следует говорить не о личности преступника, а о личности, что представляет потенциальную опасность для общества, в связи с чем над ним устанавливается административный надзор и в отношении нее применяются другие превентивные меры.