Основателем позитивизма в криминологии вообще и биологическом направлении, в частности, является Чезаре Ломброзо (1835-1909), который в 1876 г. напечатал свою работу "Преступный человек". Ч. Ломброзо во время своих наблюдений пришел к выводу, что преступное поведение причинно обусловлено, что типичного преступника можно идентифицировать по непосредственными физическими характеристиками, такими, например, как скошенный лоб, вытянутые или, наоборот, неразвитые уши, массивный подбородок, морщины на лице, большие надбровні дуги, глубоко посаженные глаза и тому подобное. Он разработал классификацию преступников: прирожденные преступники; душевнобольные преступники; преступники по страсти, к которым относятся и политические маньяки; случайные преступники.
За Ч. Ломброзо, получалось, что одна треть осужденных-это лица, обладающие атавістичними признаками, которые сближают их с дикарями или животными, вторая треть - это пограничный биологический вид, и последняя треть - это случайные правонарушители, которые в будущем больше никогда не совершат преступлений.
Теория Ч. Ломброзо не выдержала проверки временем, но ее объективный подход и научные средства положили начало применению более точных методов в криминологии. Позже он пересмотрел свою теорию и включил в причинове объяснения преступности социальный и экономический факторы и окружающую среду индивида.
Еще при жизни Ч. Ломброзо выдвинутые им теоретические положения уточнили и дополнили его ученики Е. Ферри и Г. Гарофало.
Энрико Ферри (1856-1928), который опубликовал свою работу "Теория невменяемости и отрицание свободной воли", отрицал свободную волю и поддерживал теорию причиновості. Е. Ферри различал три вида факторов предрасположенности к преступлениям: антропологические (физическое строение тела, психическое состояние, особенности пола, возраста, семейного положения, воспитания, образования); физические (климат, особенности почвы, температуру воздуха, сезонные колебания); социальные (плотность населения, мораль, религию, состояние промышленности, политический строй и тому подобное).
Биологические причины он соединил с социальными, экономическими и политическими факторами. Считал, что государство должно стать тем основным инструментом, при помощи которого можно добиться улучшения условий жизни людей.
Рафаэль Гарофало (1852-1934), ученик Ч. Ломброзо считал, что преступление - это аморальный поступок, который наносит ущерб обществу. Поддерживал психологизм в объяснении преступности. Г. Гарофало сформулировал правила адаптации и устранения тех, кто не может приспособиться к условиям социально-естественной селекции, и предлагал: лишать жизни лиц, чьи преступные действия вытекают из неусуну-тех психических аномалий, делающих их неспособными к жизни в обществе; частично устранять или подвергать длительному заключению тех, кто предпочитает бродячем (кочевому) образу жизни; принудительно исправлять лиц, у которых недостаточно развиты альтруистические чувства или совершивших преступления при чрезвычайном стечении обстоятельств.
Таким образом, биологическая теория преступности уже в трудах ее основателя Ломброзо стала трансформироваться в біосоціальну теорию. Еще четче эта трансформация проявилась во взглядах учеников и соратников Ломброзо : Ферри и Гарофало, которые сохранили основные положения теории своего учителя и значительно усилили роль социальных факторов преступности. В последующие годы биологические и біосоціальні теории в криминологии получили новую интерпретацию, за то и получили наименование неоломброзіанських. К таким теориям относят: теорию конституционального предрасположения к преступлению, теория эндокринного предрасположения к преступлению, теория психологического предрасположения к преступлению, теория расового предрасположения к преступлению и др. Общее для всех этих теорий заключается в том, что они признают причиной преступления те или иные физиологические или психологические особенности индивида, делают его хотя и не обреченными, но склонными к совершению преступлений.