Задача человека, согласно учению даосизма, заключается в познании дао, что связано с пребыванием человека на пути естественности, обуславливающей гармонию мира и, как следствие — слияние человека с природой.
Государство также должно управляться не законами, придуманными человеком, пусть даже весьма мудрым, а «естественным законом», который одинаков как для дел небесных, так и дел земных. Поэтому сложные законы и запреты представляются не только излишним приукрашательством, но могут привести государство к краху. Здесь возможен лишь один путь — безусловное следование естественному закону дао.
На процесс формирования китайского права определяющим образом повлияло учение Конфуция (551—479 гг. до н.э.), взгляды которого отражены в книге «Лунь Юй», в которой записаны его беседы и высказывания.
Конфуцианство, воспринимая патриархальную концепцию государства, является противоположным даосизму учением. Это проявляется, прежде всего, в отрицательном отношении к бездействию, к чему призывал даосизм. Конфуцианство различает мир природы и мир человека, между которыми существует большое различие. Мир природы управляется вечными законами природы, однако они не управляют непосредственно миром человека. Мир человека должен стремиться к гармонии с миром природы, и для достижения такой гармонии он должен формировать правила гармоничного поведения.
Иными словами, согласно данной правовой доктрине, основное предназначение права заключается в том, чтобы способствовать достижению гармонии и компромисса в обществе. И даже конкретные решения обязательно должны отвечать принципам справедливости и гуманизма.
Конфуцианство вплоть до XX в. определяло не только отношение населения к государству и праву, но формировало и формирует образ жизни и мышления китайцев вплоть до нашего времени. Оно в течение более 2000 лет было признанной идеологической основой не только китайской государственности, но и китайского общества в целом.
В III в. до н. э. сформировался отличный от предыдущих концепций подход к роли права в общественной жизни — легистский. Видным теоретиком легизма считается Шан Янь (IV в. до н.э.). Согласно легистской концепции, власть должна основываться не столько на добродетели правителей, сколько на правлении законов. Легисты полагали, что жесткие законы являются единственным способом регулирования отношений государства и его населения.
Легизм представлял собой теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221—207 до н.э.), отодвинув тем самым на задний план конфуцианство. Подобное положение вещей сохранялось недолго, поскольку в конце III в. до н.э. империя Цинь рухнула.
На основе вышеизложенных философских концепций сформировалось и китайское правопонимание, предопределяющее негативное отношение к праву вообще, и необходимости правового регулирования общественных отношений в частности.