Поводами к возбуждению уголовного дела о совершении краж является следующее: а) заявления граждан или должностных лиц; б) заявления, сообщения очевидцев или других лиц, которые узнали о краже или преступную деятельность конкретных лиц; в) непосредственное обнаружение признаков хищения (задержание с краденым, другие источники).
Основаниями служить достаточная информация о том, на каком объекте или в кого, где, когда совершено хищение, что именно похищено.
Определение направления расследования, технических задач и средств их решения во многом обусловлено следственными ситуациями, которые сложились в зависимости от времени, прошедшего от момента кражи или обнаружения ее следов, предмета кражи, поведения виновных, потерпевших, свидетелей и др.
Наиболее типичными следственными ситуациями первоначального этапа расследования краж являются:
1. Событие преступления сомнений не вызывает, факт кражи обнаружена и подозреваемый задержан с поличным или «по горячим следам». Обычно это те случаи, когда информирование о проникновении вора в помещение осуществляется при помощи заранее установленных в нем средств охранной сигнализации или информация поступила от конкретных очевидцев преступления, которые часто самостоятельно или при участии работников правоохранительных органов задерживают преступников с краденым. Основная тактическая задача в такой ситуации - закрепить следы преступления, то есть собрать доказательства, изобличающие задержанного, определить размер краденого, его место и т.д. Типичные версии в указанной ситуации: а) факт кражи имел место и совершено ее задержанным; б) задержанный приобрел краденое имущество или взял его для хранения и др.
С целью проверки этих версий производятся такие следственные действия: личный обыск, осмотр одежды, вещей, изъятых у задержанного, а также его допрос. Отсрочка этих действий на более позднее время не допустимо, поскольку это может негативно сказаться на сохранности похищенного имущества (его как серьезного доказательства вины преступники пытаются избавиться уже в момент реальной для них опасности задержания) и следов на теле и одежде задержанного, обусловленных, например, способом преодоления препятствий. Неотложность допроса подозреваемого обусловлена тем, что сам факт задержания с вещественными доказательствами оказывает существенное влияние на выбор линии поведения и позиции допрашиваемого (отсутствие психологической готовности объяснить, продумать фальшивую направленность своих показаний). После этого стоит допросить свидетелей-очевидцев, пострадавшего, должностных или материально ответственных лиц, что позволит получить важную доказательственную информацию об обстоятельствах кражи и обнаружения, участников и обстоятельства задержания подозреваемого, круг лиц, информированных о расследуемом событии.
После выполнения указанных следственных действий следователь производит осмотр места происшествия (заблаговременно обеспечив его охрану), в том числе и места задержания подозреваемого с целью обнаружения, фиксации, изъятия других вещественных доказательств, подтверждающих причастность задержанного к расследуемой кражи. Начальный этап расследования в такой ситуации завершается проведением обыска по месту жительства задержанного; предъявлением для опознания потерпевшему или материально ответственному лицу имущества (материальных ценностей), изъятого у подозреваемого; назначением и проведением соответствующих видов судебных экспертиз.
2. Факт кражи установлен, имеются сведения о предполагаемого преступника (группу лиц), однако никого не задержали. В такой ситуации определяющим фактором выступает время. Основная задача следствия - это поиск лица (лиц), причастных к краже и т.д. Действия следователя и работников уголовного розыска должны отличаться максимальной оперативностью и направленностью на собирание поисковой экспресс-информации способом короткого опрос осведомленных лиц о количество, индивидуальные приметы внешности преступников (пол, возраст, особые приметы, одежда и т.д.), в каком направлении они скрылись, возможные места их пребывания, а также характер или специфические признаки похищенного ими имущества. После чего немедленно осуществляется преследование вора (воровской группы) «по горячим следам», а также использования оперативных возможностей органов дознания. В частности, организуются тактические операции: розыск преступника; задержания «по горячим следам»; розыск похищенного имущества; установление свидетелей и др., которые охватывают собой различные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Так, круг свидетелей по делу о краже определяется в зависимости от особенностей расследуемого события. Например, по делу о квартирной краже стоит проявлять свидетелей прежде всего среди жильцов дома, где совершено хищение (из числа пенсионеров, домашних хозяек, учащихся), а также среди работников жилищно-эксплуатационных контор (дворников, слесарей, электриков и др.). Во время расследования краж, совершенных из помещения государственных или коллективных организаций, свидетели оказываются с круга клиентов, работников и лиц, которые охраняли этот объект. Особую группу свидетелей составляют работники комиссионных магазинов, ломбардов, а также водители такси.
Если в результате проведения названных тактических операций преступник установлен и задержан, в дальнейшем необходимо соблюдать порядок действий следователя, изложенного по первой следственной ситуации. Если же подозреваемую в краже лицо не будет установлено, в дальнейшем проводятся осмотр места происшествия, допросы свидетелей - очевидцев и потерпевшего, результаты которых для установления исчезнувшего преступника и похищенного имущества имеют решающее значение. Так, задачей осмотра места кражи в этой ситуации является обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления с целью уточненкя и расширения имеющихся в распоряжении следователя данных о лице, совершившим кражу. Допрос потерпевшего должен быть направлен на установление предмета кражи, определения размера ущерба, а также выявление лиц из круга знакомых и родственников (за описанием свидетелями-очевидцами приметам внешности), возможно причастных к расследуемому событию.
3. Факт кражи установлен, но информация о субъекте преступления отсутствует. Такая следственная ситуация в информационном плане является наименее благоприятной, а в организационном - самой сложной. Основные задачи - тесным сотрудничеством следственных и опера-тивпо-розыскных органов принимать максимально возможные меры для установления лица, совершившего кражу, и обнаружение похищенного. Для этого могут проводиться такие тактические операции: сбор сведений о преступника, розыск похищенного имущества и ин.1 Содержанием таких операций являются:
- предварительный опрос потерпевшего (материально ответственного лица) относительно изменений в обстановке места события (появление неизвестных, необычное расположение или исчезновение определенных предметов и т.п.);
- осмотр места происшествия, который охватывает исследование материальной обстановки (не только помещение, из которого совершено хищение, но и окружающей местности - лестничных площадок, чердаков и подвалов жилых домов, дворов, подсобных помещений и др.);
- допрос потерпевшего и свидетелей (очередность допроса этих лиц определяется в зависимости от того, кто из них первым обнаружил кражу и сообщил о ней в правоохранительные органы);
- назначение и проведение судебных экспертиз;
- проверка по криминалистическими учетами (в первую очередь, по дактилоскопическому способом совершенного преступления);
- постаиовлення на учет похищенных номерных предметов;
- изучение материалов ранее не раскрытых краж, совершенных аналогичным способом.
Для первоначального этапа расследования краж характерны также определенные типичные следственные версии. Так, в ходе расследования краж чужого имущества, совершенных проникновением в помещение, конструируются такие версии:
- кражу совершила постороннее лицо;
- кражу совершил посторонний человек с участием или при содействии работника объекта, который не является (в данном случае) материально ответственным лицом;
- кражу совершил работник этого объекта, который не является (в данном случае) материальной лицом, или лицо, которая охраняла объект;
- кражу совершил посторонний человек, но факт кражи использовано материально ответственным лицом для пришествие-ния недостатка или присвоения других ценностей, что есть в ее распоряжении;
- кражу совершил посторонний человек за содействие материально ответственного лица, которая пытается скрыть недостачу;
- инсценировала кражу со взломом материально ответственное лицо с целью сокрытия недостачи или уклонение от уплаты по-ющих (якобы похищенное имущество списывается на убытки и этим снижается реальный доход, который подлежит налогообложению).
Для расследования краж личного имущества граждан, совершенное с квартир, домов, дач, характерны следующие типичные отдельные версии.
• Относительно события преступления:
- кража действительно имела место;
- кражи фактически не было, а заявитель заблуждается относительно события преступления, или кражу инсценировано им самим с целью сокрытия факта утери или растраты вверенных собственнику помещения документов, драгоценностей, оружия и т.п.
• В отношении лиц, причастных к совершению кражи, то ее совершено:
- одним лицом или воровской группой;
- лицом из круга родственников пострадавшего;
- лицом, осведомленным о дальнейшей судьбе похищенного;
- лицом, которое имеет определенные навыки;
- лицом, ранее проводила какие-то работы у потерпевшего или находилась в его квартире по другому поводу.
• Относительно мест возможного пребывания преступника: квартиры; загородные дачи родственников, знакомых; гостиницы, вокзалы и др.
• Относительно мест нахождения похищенного имущества:
- спрятано по месту жительства, работы вора, его знакомых, родственников;
- сдано в комиссионные магазины, ломбарды;
- реализовано;
- вывезено за пределы населенного пункта;
- отправлен почтовой посылкой и т.д.
Конструирование рабочих версий в конкретном случае расследования зависит от объема собранной первичной информации и следственной ситуации, что сложилась. Так, в ходе конструирования версий о лицах, причастных к совершению кражи, берутся во внимание способ совершения преступления, вид и количество похищенных ценностей, а также сведения, полученные в результате исследования следов и других вещественных доказательств, обнаруженных на месте преступления.
Эффективность расследования краж во многом обусловлена наличием согласованных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Планами расследования предусматриваются мероприятия по установлению и задержанию преступника, обнаружения соучастников, выявления и изъятия похищенного, возмещение ущерба, распознавание инсценировки и т.д. Организующая роль в этой деятельности принадлежит следователю, который определяет приоритетные направления расследования, дает отдельные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Когда есть основания для предположения о уже упоминавшееся возможно инсценировка кражи, тогда проверка версии должна состояться немедленно и в рамках первоначальных следственных действий.
Признаками инсценировки кражи, помимо прочего, выступают материальные следы, которые противоречат закономерностям механизма расследуемого события (негативные обстоятельства). Инсценируя кражу, преступники часто устраивают в помещении беспорядок, который не соответствует тем действиям, которые были необходимы для совершения кражи, преследуя цель скрыть недостачу товарно-материальных ценностей, возникшей в результате хищения денег или товаров, находящихся под отчетом у материально ответственных лиц. В случаях возможных инсценировок выполняются действия, рекомендуемые для первоначального этапа расследования хищений, учинюваних привласненнями, растратой имущества и завладения им благодаря использованию служебного положения.
Однако, по ситуации, что дает основания для предположения об инсценировке кражи, ни в коем случае недопустимо оставлять без проверки обстоятельство, что следует из контрверсии, а именно, что кража могла быть совершена подростками или нетрезвыми лицами, следствием чего также может быть упоминавшийся беспорядок на месте преступления.
Кроме названных выше, негативными обстоятельствами могут выступать: умышленное повреждение материальных ценностей; наличие признаков, которые указывают на то, что хоть препятствие и сломана, но не снаружи, а изнутри помещения; нетронутые пыль или паутину на внешней стороне рамы, якобы виламаної извне; отсутствие следов, которые закономерно должны быть за определенного образа действий; отсутствие на месте происшествия металлических опилок, что указывает на то, что перепиливания, к примеру дужек замка, было осуществлено совсем в другом месте и т.д.
Первоначальный этап расследования краж в случае успешного его выполнения должен завершаться установлением лица, в отношении которого имеются достаточные основания для подозрении ее в совершении кражи. Следующий этап характеризуется решением задач, направленных на расширение доказательной базы и подтверждения ранее собранных фактов относительно виновности этого лица. На нем могут складываться следующие типичные следственные ситуации:
Событие преступления не имело места (предмет кражи обнаружены потерпевшим в другом месте; инсценировки преступления). Распознавание инсценировки кражи проводится на основании изучения:
- негативных обстоятельствах во время расследования события (о которых указано выше);
- результатов воспроизведения обстановки и обстоятельств события по проверке определенного факта (например, могли фактически быть в помещении материальные ценности в определенном количестве и объеме; действительно можно было сквозь такой пролом в стене или двери вынести указанные предметы и т.п.);
- данных судебных экспертиз, допросов, очных ставок.
• Факт кражи и лицо, его совершившее, установлено, преступник задержан и признает себя виновным в полном объеме предъявленного обвинения, его показания не противоречат собранным по делу доказательствам, похищенное имущество обнаружено. В этой ситуации следователь принимает решение о достаточности собранных доказательств для завершения досудебного следствия.
• Факт кражи установлен, собраны доказательства о виновности лица, его совершившего, однако обвиняемый признает свою вину частично признает, что украл только имущество, которое обнаружено у него во время обыска, отрицает отдельные эпизоды преступной деятельности, к примеру, факт изготовления заранее орудия взлома, сбыта похищенного и т.п.). В этой ситуации следователь на основании анализа показаний обвиняемого строит версии с каждого пункта как признание, так и отрицание предъявленного обвинения. С целью проверки версий сконструированных проводятся допросы новых свидетелей, очные ставки.
• Факт кражи установлен, собраны доказательства виновности обвиняемого в его совершении, но он предъявленного обвинения не признает, ссылаясь на алиби (называет место пребывания на момент кражи и лиц, которые могут это подтвердить), похищенного имущества не найдено. В этой ситуации проверяются версии относительно места пребывания обвиняемого (мог ли он находиться в указанном им месте на момент кражи), а также причастность лиц, на свидетельстве которых базируется алиби обвиняемого, к его преступной деятельности. Прорабатываются версии о дальнейшей судьбе похищенного имущества, продолжается реализация тактических операций проверки алиби, розыску похищенного имущества. С этой целью проводятся дополнительные обыски по месту жительства обвиняемого, по месту нахождения принадлежащего ему имущества (дача, гараж, автомашина и т.д.), предъявление для опознания потерпевшим, обвиняемым предметов, принадлежащих им, судебные экспертизы, допросы свидетелей, очные ставки и др.
В тех случаях, когда преступник не установлен или установлен, но еще не задержан, указанные следственные ситуации начального этапа переходят и на последующий этап расследования. Действия следователя должны быть направлены на выявление преступника, а также на розыск похищенного (обыск, допрос родственников, коллег по службе), обеспечение возмещения материального ущерба, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению кражи. Этому может также способствовать умелое взаимодействие следственных органов с общественными организациями и отдельными гражданами.