пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Япония

Название страны произошло от слова «Ниппон» (буквально — «страна, откуда появляется солнце»). Островное положение Японии, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к истории позволили сохранить многие юридические памятники древности, опираясь на которые можно воссоздать развитие средневековой японской государственности и права.

5.5.1. Сёгунат — специфическая форма управления государством
Феодальные отношения, в течение многих веков господствующие в Японии, были сходны с европейскими. З. М. Черниловский
Процесс образования самостоятельного государства в Японии был продолжительным. Еще в III в. началось разложение первобытного строя, осуществлялся переход к классовому обществу и созданию государства. Внутри родов развивалось имущественное и социальное неравенство, выделялась родовая аристократия, складывались различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Это способствовало укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати. Вместе с тем крепостного права юридически не существовало, и в предшествующий период рабовладение не стало самостоятельным укладом. Географические условия Японии, примитивные способы хозяйствования не позволяли создать крупные латифундии, поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда на небольших участках земли. Это отражалось на своеобразии пути развития японского общества. С IV в. в Японии формировались племенные союзы, а в V в. большая часть территории страны была объединена. Cкладывалось разделение общества на два слоя: «добрых» и «подлых» людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны. Среди «добрых» выделялся привилегированный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества. Особое положение занимали чиновнки высшей категории, представители сильнейших кланов, непосредственно связанные с императорским двором. Так, принц высшей категории получал за службу большой участок земли и приписанные к нему крестьянские дворы для ее обработки. Клан крупного землевладельца, приближенного ко двору, выступал в Японии не только в качестве семейно-хозяйственной, но и своеобразной политической единицы. Крайне разнообразным был разряд «подлых» людей, в который входили работники, обслуживающие погребения, члены «казенных дворов», рабы и др. По свидетельству источников, рабы обладали некоторыми правами. Их можно было продавать и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность. Источниками рабства были отдача в рабство преступников, самопродажа или продажа по воле родителей, долговое рабство и военный плен. Государственный «подлый люд» по достижении 60 лет освобождался от личной зависимости.

Сословно-классовая структура в последующие века приобретала все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся феодальных, вассально-ленных отношений, но и кардинальных политических изменений в стране. Этническая принадлежность и вероисповедание не имели решающего значения. Господствующее сословие — дворянство представляли около 300 семейств владетельных князей (даймё), располагавших огромной земельной собственностью. Также к нему относились служилые дворяне (самураи), входившие в военные отряды даймё. За свою службу они получали возможность собирать подати с определенного числа крестьян или рисовый паек от своего господина. Только самураям принадлежало право занимать государственные посты, гражданские и военные должности. Самураи жили по кодексу Бусидо («путь воина») и объединялись в отряды, служившие главам кланов. Самураи верили в ничтожность земной жизни, не боялись смерти и были готовы пожертвовать жизнью для господина. Символом отношения к земной жизни японцев стал самурайский обряд самоубийства — харакири. В жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семьи, повышения по службе. Ничто человеческое им было не чуждо. Самурайство оказало значительное влияние на политическую жизнь страны: от его поддержки зависело положение, а иногда и жизнь правителей. Зависимое население, в основном крестьянство, было неоднородным в социальном и экономическом отношении, находилось в тяжелых условиях. Так, основная масса крестьян владела небольшими участками земли, Существовали мелкие арендаторы и дворовые холопы. Подати, как правило, составляли половину урожая, а то и превышали ее. Крестьяне и другое зависимое население несли многочисленные повинности по ремонту дорог, ирригационных сооружений. Японские крестьяне фактически попали в кабальную зависимость. Они не имел права прекращать обработку земли, выбирать себе иной род занятий, переезжать на другое место жительства. Правда, их нельзя было продавать или покупать. Городское зависимое население составляли ремесленники и торговцы, жизнь и деятельность которых строго регламентировалась.

На формирование государственного аппарата в Японии повлияла длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них, возглавляемого Сётоку-тайси. В его правление была создана декларация — конституция Сётоку (604 г.), определившая принципы государственного управления: стремление к согласию, гармонии, служение общему благу. При этом прямо закреплялось социальное неравенство: правитель, вельможи и простой народ стояли на разных ступенях. Правитель рассматривался как единый суверен, вельможи — как его чиновники, а народ — как подчиняющаяся им масса людей. Основой порядка провозглашался «всеобщий закон». Государь являлся его выразителем, имевшим право требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. Значительное влияние на формирование японской средневековой государственности оказал Китай. Первые японские правители признавали сюзеренитет китайских императоров. В знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань. У китайцев японцы переняли традицию обожествления верховного правителя. Так же, как и в Древнем Китае, даже высокий сановник под страхом смертной казни должен был вползать в резиденцию правителя и выползать из нее так, чтобы быть все время обращенным к нему лицом. Власть японских правителей из-за борьбы отдельных родов за верховенство была неустойчивой. Только в середине VII в. ситуация стабилизировалась, так как клан Тайка подавил всех конкурентов. Новая династия перестала признавать зависимость от Китая и проводила жесткую централизованную политику. Был создан Государственный совет, куда на правах подданных вошли главы кланов. Были проведены крупные реформы, получившие название «Манифест Тайка 646 г.». Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а все живущие на этой земле — подданными императора, его вассалами. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту, оплату изделиями ремесла, трудовую повинность. В городах развивались цехи и гильдии, и так же, как, например, в Германии, они регламентировали не только производство, но и частную жизнь своих членов.

Реформы Тайка знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Они были подготовлены буддийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого стоит «монарх-мудрец», обладающий неограниченной властью. В результате реформ было создано единое японское государство во главе с императором. Японские правители еще в VI в. заимствовали из Китая название титула «тэнно» — «сын Неба». Но если в Китае источник власти правителя заключался в «воле Неба», а смена императорских династий объяснялась изменениями «приказа Неба», то смысл «тэнно» в Японии был более приземленным, он не содержал указания на Небо как высшее божественное начало, которому поклонялись китайцы. Представления о природе у японцев были более конкретными. Они поклонялись не только Небу, но и Солнцу, горам, рекам. Японские методы государственного упарвления в большей мере были основаны на национальных традициях и обычаях, на формирование которых оказали влияние три конфессии: синтоизм, буддизм и конфуцианство1. Буддизм обосновал иерархичность общественного строя. Конфуцианство сформировало социальную этику. С синтоизмом было связано укрепление принципа культа императорской династии и целостного единства нации. Религия японцев синто отводила правителю роль первосвященника, божественного потомка Солнца, принявшего человеческий облик. Эти три религиозных течения сформировали японское мировоззрение в духе гармонии народа и власти. Молодежь воспитывалась в духе осознания своего долга и обязанностей перед императором и государством, с одной стороны, перед родителями и предками — с другой.

1  Поведение людей во многом определялось религией. Вера помогала им выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Древней религией японцев был синтоизм (вероучение местных племен), позднее в страну проник буддизм. Говоря о воздействии Китая, следует отметить, что влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии, так как ко времени его проникновения в государстве не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы. Сосуществование разных религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовного плюрализма.

Структура государственных учреждений (центральных и местных) была тщательно разработана. Высшая государственная власть принадлежала императору и Государственному совету. Последний разрабатывал общие направления государственной политики, рассылал указы императора по всей стране. Он возглавлялся «старшим министром», являвшимся наставником императора в делах управления, призванным в качестве этического эталона обеспечивать стране «мир, покой и гармонию». Непосредственные управленческие функции в Государственном совете осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), опиравшиеся в свою очередь на «старших советников», дававших рекомендации «по большим делам», и младших советников, дававших рекомендации по «малым делам». Именно они следили за ходом текущих дел. Государственный совет имел под своим началом восемь министерств (военных, финансовых, юстиции и др.), которые были тесно связаны с императорским двором, и палату цензоров, глава которой следил за чистотой обычаев и нравов, назначал расследования по случаям нарушения норм морали, докладывая о них императору. Существовало особое министерство центральных дел, ведавшее текущими делами, ритуалом, редактированием императорских указов, следившее за составлением списков принцев крови, буддийского духовенства, генерального ре естра населения. О широте функций этого министерства свидетельствовал крайне обширный штат его 10 управлений, к которым относились в том числе специальное управление двора императрицы, главное архивное управление, главное управление дворцовых кладовых, астрологическое управление, управление живописи, придворного этикета1. Деятельность последнего управления была тесно связана с деятельностью министерства церемоний, в ведении которого находился контроль за соблюдением этикета, аттестация кандидатов на чиновничьи должности, назначение и перемещение чиновников. Получивший пост входил в ту или иную чиновничью категорию и получал тот или иной ранг. В отличие от Китая, где ранг определял пост, в Японии пост определял ранг. В зависимости от поста и ранга находились и размеры оплаты труда чиновника или его земельного надела. Возросло политическое влияние буддийских иерархов. В Японии к концу XI — началу XII в. начали складываться три фактических политических центра: императорский двор, правящий клан и буддийские монастыри. В 1185 г. клан Минамото с помощью самураев совершил военный переворот. Глава клана был провозглашен сёгуном (великим полководцем) и стал реальным главой государства, контролировавшим самого императора. Резиденция сёгунов (Эдо) стала фактически столицей государства. Отсюда по всей стране рассылались полицейские инспекторы, пресекавшие малейшее недовольство военной диктатурой. Была военно-полевая ставка (бакуфу). Под руководством сёгуна действовали различные управленческие палаты и коллегии (см. рис. 26). Неизменным звеном государственного механизма сёгуната были органы, осуществлявшие жесткий контроль над деятельностью императорского двора. Непосредственную связь между сёгуном и императором осуществлял уполномоченный сёгуна — тиндай. Он имел право издавать от имени сёгуна указы, выполнение которых обеспечивалось особой военной силой — самурайским войском, находившимся в его распоряжении. Впоследствии сёгун присвоил право утверждать нового императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советн иков. Одним из средств укрепления власти сёгуна в это время стала система заложничества, по которой все вельможи должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столице сёгуната) свои семьи. Система заложничества распространялась и на сыновей императора. Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Императору отводились все причитающиеся ему по рангу почести, но ни он, ни его двор не играли сколько-нибудь существенной роли в политической жизни страны. Уделом императора стало изучение истории, стихосложение, исполнение древних обрядов. Со временем императорский двор превратился в центр феодальной оппозиции, что и становилось одной из многих причин новых вспышек междоусобной борьбы.

Ослабление императорской власти было связано со многими процессами, в том числе с ростом независимости феодальных собственников, сокращением государственных земель в пользу частного феодального земельного влад ения. Сёгунат был своеобразной формой военно-феодальной диктатуры, осуществляемой в интересах подавления крестьянского сопротивления, ограничения феодального сепаратизма. Так, все чиновники делились на девять классов. Переход из класса в класс осуществлялся через аттестацию. Чиновник проверялся на честность и знание законов. Отвечавший на вопросы «без колебания и задержки» считался профессионально пригодным. Не прошедший аттестацию не только понижался в классе, но и мог быть лишен жалованья, у него могли конфисковать часть имущества, его могли наказать физически. В Японии была введена обязательная воинская повинность. Армейские части были территориальными, но формировались и содержались в провинциях и уездах. Из одного двора брали одного новобранца. Сыновья и внуки обладателей чиновничьих рангов пользовались льготами, освобождались от службы в армии. Бойцы территориальных крестьянских ополчений составляли своеобразный резерв, они не отрывались от повседневного крестьянского труда. Невыполнение боевого приказа или отсутствие вооружения в боевой обстановке могло наказываться смертной казнью по решению командующего. От срочной дворцовой и пограничной службы новобранцы освобождались, если был болен их отец или старший двора. Территориальное устройство. Страна была разделена на провинции, уезды и деревни. Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой, назначаемым из местных жителей. Каждое село должно было состоять из 50 дворов. Таких крупных сел в то время в Японии не было, в одно село объединялось несколько соседних деревень. Существовала система так называемых пятидворок. Административными единицами являлись пять дворов, 25 дворов, 125 дворов. Низшее звено подчинялось высшему. Во главе каждой единицы стоял старшина. Он распределял наделы, собирал налоги, следил за поведением своих подчиненных. С утверждением сёгуната во все провинции императором стали назначаться правители областей. В их обязанность входили контроль за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, подавление мятежей, преследование политических противников сёгуна, охрана провинций. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. В городах помимо назначавшихся градоначальников, которым принадлежала широкая административная и судебная власть, существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

Во второй половине XVI в. Япония находилась на грани политического распада. Страну сотрясали антифеодальные восстания. Разгорелась борьба феодальных клик, один за другим свергались сёгуны. Победил клан Токугава, которому удалось сохранить политическое единство и установить контроль центральной власти над провинциями, городами, сословиями.


10.12.2014; 00:49
хиты: 940
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь