Основным источником китайского феодального права являлся закон, и прежде всего императорский указ. С исключительной широтой велись кодификационные работы. Почти каждая феодальная династия при вступлении на престол ставила задачу упорядочения и обновления действующих сводов законов. Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов. Китайское феодальное законодательство отличалось сложностью и специфическим построением уложений.
Воцарение на китайском престоле династии Цзинь ознаменовалось появлением в 268 г. нового свода законов, состоявшего из 60 глав и 2926 статей. Обширные уложения создавались и во времена правления последующих династий В 654 г. было закончено составление свода законов империи Тан. В нем содержались пояснения к каждой статье, и, кроме того, в вопросах и ответах предлагались решения конкретных случаев, которые, хотя прямо и не были предусмотрены теми или иными статьями, должны были приниматься на их основании. Были установлены четыре разряда законов: люй (уголовные законы), лин (административные законы), ко (дополнения и изменения к уголовным и административным законам), ши (положения о применении законов). Своды законов и уложения были необычайно велики по объему, насчитывали десятки томов. Большая работа по систематизации правового материала была проведена династией Суй (589—617 гг.). Как свидетельствуют хроники, «законы были четкими и ясными». Суйское уложение было положено в основу всей дальнейшей кодификации.
В конце XIV в. был составлен свод законов династии Мин. В соответствии с ним законы были разбиты на шесть разделов, по числу ведомств центрального управления. Минский свод законов был положен в основу работы комиссии по составлению уложения уже при династии Цин. Основными формами собственности, предусмотренными правом Китая, были государственная и частная. Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древности. Верховным собственником всей земли считался император. Преобладающей в раннефеодальный период была государственная феодальная собственность на землю. Государство передавало земельные наделы в пользование крестьян. В случае смерти крестьянина — держателя государственного надела или достижения им преклонного возраста земельный надел возвращался в казну. Одновременно с государственной существовала и развивалась и другая форма феодальной собственности на землю — условная собственность. Так, военным чиновникам государственные земли жаловались в качестве наследственного владения при условии обязательного несения ими военной службы. Практиковалась и передача земли во временное владение чиновникам с тем, чтобы доход с земельного надела шел в счет их ежегодного жалованья. Существовала собственность чиновников в форме наделов, пожалованных за службу. Их размер зависел от ранга владельца или занимаемой им должности. Развивалась и крепла частная земельная собственность. К числу частных землевладельцев относились различные группы населения: феодальная знать, богатые купцы, лица, занимавшиеся различными промыслами. Частными полями владело и крестьянство. Крестьяне — собственники земли были немногочисленны и владели, как правило, крошечными участками. Получило развитие и договорное право. Среди различных договоров, известных феодальному Китаю, особое место занимал договор купли-продажи. Его объектом могло выступать самое различное имущество. Могла продаваться и земля (навечно или на срок). Иногда продавалось право аренды. Главным условием действительности договора купли-продажи являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычной вещи, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Ее отсутствие наказывалось битьем палками. Праву Китая были хорошо известны договоры дарения, мены, хранения. Широкое распространение получил договор займа. Его объектом могли быть деньги, зерно. Проценты по займам были велики. В качестве обеспечения договора займа практиковались поручительство и залог. В залог принимались дома, дворы, сады, мельницы, рабы, одежда и т.д. В случае невозвращения долга в срок заложенное имущество переходило к кредитору. При закладе земли залогодатель длительное время не терял права собственности на заложенную землю, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга. Часто использовали передачу в пользование конкретно определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Особое значение приобрел в Китае договор земельной аренды. В аренду сдавались государственные и частновладельческие земли. Действовала пожизненная и даже наследственная аренда на основе принципа «одно поле — два хозяина». Это означало, что феодал не имел права отобрать участок у своего постоянного арендатора. Вначале арендная плата взималась продуктами и составляла, как правило, не менее половины урожая. С развитием товарно-денежных отношений все большее значение получал договор личного найма. Частично труд наемных работников использовался в казенном ремесле, но основной сферой его применения были частные мастерские и мануфактуры. В области регулирования брачно-семейных отношений в феодальном Китае по сравнению с предыдущим периодом особенных изменений не произошло. Сохранились большая патриархальная семья, власть родителей над детьми, почитание старших, культ предков. Семейное право базировалось на принципах конфуцианской морали. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно было служить интересам семьи, соответствовать требованиям культа предков. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15—16 лет для мужчин и 14—15 лет для женщин. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты. Согласия молодых не требовалось. Запрещалось заключение браков между родственниками (до четвертой степени родства), однофамильцами, между маньчжурами и китайцами. Власть главы семьи была необычайно велика. Он мог наказать и даже продать в рабство своих детей. В его распоряжении находились дом и хозяйство. Дети, внуки не имели отдельного имущества, их попытки выделиться и вести самостоятельное хозяйство при жизни родителей квалифицировались как преступление. Особая роль в семье принадлежала также старшим родственникам. Только одна жена в китайской семье признавалась законной, кроме нее муж мог иметь наложниц. Муж главенствовал в семье, имел право наказать жену, однако запрещалось низводить ее до положения наложницы. Развод в Китае совершался по обоюдному согласию супругов. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, ее измены, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, принуждал к аморальному поведению. Мужчина имел возможность жениться вторично. Если же вдова намеревалась вновь выйти замуж, то старейшины рода ее мужа могли отобрать у нее не только имущество умершего супруга, но и ее приданое. В случае побега мужа местные власти по истечении трех лет давали женщине позволение на вторичное замужество. Но жена, сбежавшая от мужа, подлежала телесному наказанию, и муж имел право продать ее. Если же, сбежав, она выходила замуж, то подвергалась смертной казни. После смерти родителей наследство получали сыновья. Дом, земля и другое имущество делились между ними поровну, незаконнорожденные дети получали только половину доли. Если наследодатель умирал, не оставив сыновей, то одного из его родственников признавали усыновленным. Если же после смерти наследодателя не оставалось ни сыновей, ни родственников, пригодных к усыновлению, имущество переходило к дочери, а при отсутствии дочерей — казне. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Наследовались как имущество умершего, так и его должность, которая могла быть унаследована только старшим сыном. Средневековое уголовное право Китая, его династийные кодексы создавались в условиях сложившихся в древности стереотипов массового правосознания китайцев. Китайцы верили в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). В танском кодексе содержится более 60 прямых ссылок на моральные нормы ли, на конфуцианские произведения. Вместе с тем кодекс исходил из легистских требований о коллективной ответственности, о поощрении доносов. С действием этого стереотипа была связана и другая черта массового сознания, восходившая к легизму. «Главной целью закона, — справедливо считает Н. А. Крашенинникова, — считалась репрессия, санкция, дополняющая традиционные принципы повиновения старшим, воле правителя, а не регулирование сферы свободы личности. Более того, в массовом сознании с правом как таковым ассоциировалось лишь уголовное право. Доминирующие нормы китайского уголовного права применялись не только в случае совершения преступления, но и при простом нарушении норм морали». Примером может служить одно из показательных положений танского кодекса, предусматривавшее наказание в виде битья палками за абстрактное нарушение моральной нормы, «за то, что не следует делать». Преступник как субъект преступления мог быть и свободным, и рабом. Но это обстоятельство не исключало сугубо сословного принципа применения наказания за многие виды преступлений. Китайское право в ряде случаев учитывало формы вины: умысел и неосторожность, хотя и не всегда последовательно. В III—IV вв. главным показателем преднамеренности преступления стали считать составление плана его совершения. При вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Эти понятия применялись в качестве оснований для помилования.
Законодательство не знало института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников (сына, внука), защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку. Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали основывалась на традиционном праве. Китайское феодальное право давало довольно своеобразную классификацию преступлений. Начиная с VI в. она в зависимости от общественной опасности основывалась на концепции «десяти зол». К ним относились: преступные посягательства против императора, измена, преступление против близких родственников, поведение, противоречащее естественному порядку вещей (колдовские действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.), преступления, совершенные с особой жестокостью, связанные с нарушением особо значительных запретов (кража предметов культа, злословие в адрес императора и др.).
В то же время анализ правовых сборников дает возможность определить следующие группы преступлений: государственные преступления (бунт, попытки захватить государственную власть, злословие против особы императора, измена и т.п.), преступления, совершаемые государственными чиновниками (самовольная отлучка, уклонение от порученного дела, беспричинная неявка на службу, взяточничество, пользование казенными деньгами или хлебом, порча или утрата именного указа, раскрытие служебной тайны и др.), преступления против личности (умышленное убийство, убийство по неосторожности, убийство в драке, убийство, совершенное при помощи особых хитростей, посредством отравления, нанесение телесных повреждений, побои, клевета, брань, бесчестие и т.д.), преступления против собственности (разбой, грабеж, кража, уничтожение чужого имущества, мошенничество, приравнивавшееся к краже, особо опасное преступление — поджог). Особую группу составляли преступления против семьи (взятие в дом второй главной жены при жизни первой, низведение законной жены до положения наложницы, заключение брака в период траура, прелюбодеяние). Суровые наказания налагались за убийство, оскорбление или избиение родителей или старших родственников, убийство мужа женой. За избиение жены муж наказанию не подлежал.
Разнообразны были воинские преступления: неявка в назначенный срок на смотр, злоупотребления при наборах армии, побег из армии во время похода, продажа казенного платья или оружия, сообщение неприятелю военной тайны. Кроме рассмотренных выше, китайскому феодальному праву было известно большое количество и других самых разнообразных преступлений: подделка монеты, нарушение установленных для различных сословий образцов жилища, одежды, посуды, употребление неправильных мер и весов, составление подложных документов и многие другие нарушения и проступки. Существовало множество разновидностей наказаний. Основной их целью являлось устрашение. Так, смертной казни подлежали начальник города, сдавший его врагу, командиры и солдаты, первыми бежавшие с поля боя. Широко применялись различные виды смертной казни, известные еще рабовладельческому Китаю: разрезание пополам, разрывание на части, отрубание головы с выставлением ее напоказ и оставлением трупа на месте казни в течение трех дней, удавление. Встречались и другие наказания: кастрация, обритие головы, клеймение лица, ссылка, обращение в рабство, наказание плетью или бамбуковой палкой, конфискация имущества и т.д.
При династиях Суй и Тан было установлено пять основных видов наказания, которые широко применялись и в дальнейшем: малая и большая бамбуковые палки, ссылка на определенный срок, соединенная с работами, пожизненная ссылка и смертная казнь. Этот перечень не был исчерпывающим и не исключал применения других наказаний. И все же пять основных видов наказания стали характерной чертой китайского феодального права. Китайское право учитывало социальное положение потерпевшего и преступника. Отдельные категории населения при назначении наказания имели привилегии. Право на смягчение наказания было закреплено за чиновничеством. Так, один сановник получил специальную металлическую пластинку, на которой были перечислены его заслуги и сказано, что «его потомство освобождается от наказания смертью». В своде законов династии Мин содержалось правило, согласно которому заслуженные сановники при первом нарушении закона полностью освобождались от наказания. Если же они совершали преступление вторично, то наказывались вычетом половины жалованья, при совершении третьего преступления выдача жалованья прекращалась совсем и лишь «в четвертый раз они наказывались по закону». В ряде случаев преступнику предоставлялась возможность откупиться от наказания деньгами, тканями или зерном. Внесение выкупа освобождало от телесных наказаний и ссылки, а отдельные категории населения имели возможность откупиться от всех пяти основных видов наказания. По танскому кодексу, как правило, смягчались наказания за преступления, совершенные тремя категориями лиц: «старыми и малыми», а также инвалидами. При этом зачастую детям преступника грозила продажа в рабство. Женщины могли быть казнены, но не могли быть сосланы, а казнь беременной женщины отсрочивалась на 100 дней после рождения ребенка. Суд и судопроизводство в основном осуществлялись как судебными, так и административными органами, выполнявшими судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. Суд не был четко отделен от администрации, хотя существовали и чисто судебные должности и учреждения. В центральном аппарате имелся специальный чиновник, занимавшийся розыском преступников, другой чиновник решал судебные дела. Чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Судебное разбирательство было довольно простым, стороны защищали свои интересы лично, без участия адвокатов. Судья выносил приговор и решение единолично и не был связан определенным порядком судопроизводства. При рассмотрении дела судья должен был обращать внимание на поведение сторон и во внешнем виде человека (выражение лица, глаз, состояние дыхания) читать отражение его чувств. Никаких процессуальных гарантий для обвиняемого не предусматривалось. Судьи при разрешении дел руководствовались уложением, решениями своих предшественников и апелляционных инстанций. Обоснования приговора фактами не требовалось. Судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего в совершении преступления. Проводились допросы, очные ставки, назначались пытки.