пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Арабский Халифат

Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древно- сти. Кочевники-бедуины делились на множество племен и родов. Племя сообща владело пастбищами, но сами стада принадлежали отдельным семьям. Кочевники, торговцы, земледельцы объединялись посемейно в большие кланы, кланы — в племена. Главами племен считались старей- шины — сеиды (шейхи). Они были и верховными судьями, и военными вождями, и общими руководителями собраний кланов. Они руководили воинами во время набегов, выби- рали места для кочевья, судили родичей. Существовали и собрания старейшин — меджлисы. Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животно- водства могли существовать лишь возле немногочисленных оазисов. Из-за лучших пастбищ часто происходили столкно- вения между племенами. Борьба шла за контроль над источ- никами воды. Целью войн был также захват женщин, рабов и скота. Особой ценностью при этом считались верблюды. Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род. Каждое племя поклонялось своим божествам, что еще более усиливало рознь среди арабов. Знатные бедуины владели большими стадами скота. На вождей и их близких родственников работали рабы из пленников: рыли в оазисах колодцы и каналы для оро- шения полей, в степях пасли стада. В каждом племени было много бедняков, вынужденных работать на своих богатых родичей.
344 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
5.2.1. Возникновение централизованной теократической монархии
Арабский халифат, опираясь на привлекательность новой моно- теистической религии, продемон- стрировал консолидирующую силу религиозного фактора. А. Ю. Соломатин
К началу VII в. родовой строй у арабов пришел в упадок. Происходил процесс объединения племен, ускорившийся перед лицом противостояния внешней угрозе. В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, а позднее север полу- острова подпал под влияние Византии. Знать стремилась объединить арабские племена, чтобы укрепить свою власть над бедняками и начать завоевания соседних стран. Объединению арабов способствовала новая религия — ислам (в переводе с арабского — «предание себя Богу»). Ее основателем стал житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет)1, считавшийся посланником Бога, его пророком. Он призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, т.е. покорными Богу. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение («Терпите, ведь Аллах с терпеливыми!»). Коран оправдывает нера- венство («Не засматривайся очами своими на те богатства, которыми мы наделяем некоторые семьи»). Как бы тяжело ни жилось бедняку, он должен терпеть и молиться. Покор- ным ислам обещал сытую и веселую жизнь в раю. Ислам предписывал верующим без рассуждения под- чиняться властям, которые будто бы поставлены на землю Богом («Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»). Тем самым ислам сдер- живал социальный протест против правящих режимов, являлся его опорой.
1  Пророк Мухаммед (570—632 гг.) по преданию рано остался сиро- той, сопровождал в путешествиях торговые караваны, позднее стал куп- цом. Около 610 г. Мухаммеду стали являться видения, а позже он стал слышать речения Аллаха, которые впоследствии были записаны и соста- вили Коран — священную книгу.
5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî345
Мухаммед утверждал, что исламское учение не противо- речит двум уже распространенным ранее религиям — иуда- изму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жест- кость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней. В 622 г. Мухаммед со своими сторонниками переме- стился в Медину. Этот момент стал считаться началом соз- дания исламского государства и отправной точкой мусуль- манского календаря. Около 630 г. большинство арабских племен приняло ислам и признало власть Мухаммеда. Сопротивление непо- корных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка, родной город Мухаммеда, превратилась в центр мусульманской религии, «священный город» мусульман. Ко времени своей смерти в 632 г. Мухаммед был общепри- знанным среди арабов пророком, которому подчинялась значительная часть Аравии. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники консолидиро- вались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых вождей мусульман — халифов («замести- телей» пророка), а государство стало называться Арабским халифатом. При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Они двига- лись на верблюдах, лошадях и пешком. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы обрушились на Византию и Иран, истощенные длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжелых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие визан- тийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство. Арабское войско несколько раз осаждало Константинополь, но взять его не смогло. В начале VIII в. арабы покорили Северную Африку. В 711 г. они переправились через Гибралтарский пролив 
346 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на Королевство франков. Но в жестоком бою у города Пуатье в 732 г. франки нанесли арабам пора- жение и отбросили их на юг. На востоке арабы встретили упорное сопротивление народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на вос- ток, арабы проникли в Северо-Западную Индию. За столетие после смерти Мухаммеда его последователи создали самую обширную из всех известных империй, про- стиравшуюся от Атлантики на Западе до границ Индии и Китая на Востоке1. В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно- корпоративных групп. По мусульманскому праву юридиче- ское положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправным личным статусом по шариату обладали только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в при- ниженном положении. Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусуль- манами или совершали преступления. Не все жители захваченных государств приняли ислам. Однако насильно в свою веру завоеватели не обращали. Иноверцы получили не только защиту, но и свободу веро- исповедания. Тем не менее как «неверным» им запрещалось иметь оружие, они не могли вступать в браки с мусульма- нами, должны были носить отличающую их одежду, упла- чивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Были рабы. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые опе- рации и приобретать имущество. Вместе с тем отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугод- ное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату также являлось неравенство мужчины и жен- щины.
1   См.: Всемирная история : пер. с англ. М. : Ридерз Дайджест, 2001. С. 267.
5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî347
Сами арабы обычно держались обособленно от поко- ренных народов, предпочитая жить в военных лагерях. Слоя феодалов — рыцарей, схожего с западноевропейским, в исламских странах не сложилось. Только после 750 г. бо́льшая часть покоренных народов стала переходить в ислам. Постепенно он распространялся и за пределы империи. Арабский халифат можно было назвать достаточно централизованным государством (см. рис. 23). Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — находилась в руках халифа. Арабское госу- дарство приобрело формы централизованной теократи- ческой монархии. Власть халифа в принципе признава- лась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, кото- рые нередко организовывали дворцовые перевороты, свер- гали неугодных им правителей. Высшие чиновники назначались халифом и были непо- средственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визири постепенно сосредоточили в своих руках управление страной. Визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практико- валось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также началь- ник личной охраны халифа, заведующий полицией и осо- бый чиновник, осуществлявший надзор за другими долж- ностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны): диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; диван-ал- харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну; диван-ал-барид, управлявший доро- гами и почтой, руководивший также строительством дорог, колодцев и т.д. Это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения.Важную роль играла арабская армия. Вначале она пред- ставляла собой племенное ополчение. Однако необходи- мость ее укрепления и централизации вызвала ряд военных реформ конца VII — середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей: постоянного войска и добровольцев. Наемничество в это время почти не прак- тиковалось. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в основном пополнялась за счет ополченцев. Территория халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или 
Халиф
Визирь
с широкой властью
с ограниченной властью
Диваны
ал-джунд
ал-харадж
ал-барид
Шурта (полиция)
Местное управление
Судебная система
Халиф
Коллегия богословов
Кади
Светские суды
Военная система
Постоянное войско
Добровольцы (ополчение)
Наемники
Мамлюки (IX в.)
Рис. 23. Государственный строй Арабского халифата
5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî349
областей. Управляли ими, как правило, военные намест- ники — эмиры, ответственные только перед халифом. Эмиры осуществляли административно-финансовое управ- ление, возглавляли местные административные аппараты, в их ведении находились вооруженные силы. Полицейскую службу несли специальные отряды наемников. Система местных органов власти на протяжении VII—VIII вв. претерпевала значительные изменения. Вна- чале система местного чиновничьего аппарата в поко- ренных странах сохранялась, так же как и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей хали- фата произошло упорядочение местной администрации. Мелкие административные подразделения (города, селе- ния) управлялись должностными лицами различных ран- гов. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — шейхов. Огромный Арабский халифат был непрочным государ- ством. Состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющую ее религию и авто- ритарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централи- зованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата произошли значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение свет- ской власти халифа. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государ- ственных чиновников. Во-вторых, в государственном механизме халифата воз- росла роль армии и ее влияние на политическую жизнь. Военачальники расправлялись с неугодными халифами и возводили на престол своих ставленников. В-третьих, усилились сепаратистские тенденции в про- винциях. Власть эмиров, а также местных племенных вож- дей становилась все более независимой от центра, факти- чески наследственной. Стали возникать целые династии эмиров. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли эмирам огромные права для подавления восстаний покоренных народов. Все это подта- чивало силы Арабского халифата. Раскол халифата на отдельные независимые госу- дарства (эмираты и султанаты) стал вопросом времени. Во второй половине VIII в. от него отделился Кордов
ский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Египет. Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии. Впо- следствии эти земли были захвачены татаро-монголами и турками.


14.07.2014; 00:16
хиты: 2489
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь