пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Право Франков

Первые франкские кодификации права представляли собой записи обычного права. Наиболее известной среди них стала Салическая правда, составленная в 507—511 гг. Первоначальный ее текст не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате сохранилось несколько его вари антов. Салическая правда не содержала систематически изложенных правовых норм. Она характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, казуистичностью и формализмом. Как и в других «варварских правдах», форма норм Салической правды была предметно-наглядной и соответствовала конкретно-образному правосознанию франков, чуждых языку юридических абстракций. Обычаи, являвшиеся продуктом народного (общинного) творчества, основывались на таких понятиях, как честь, клятва, возмездие, примирение (и его цена), коллективная ответственность и пр. Для Салической правды свойственно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре, включающей в себя произнесение определенных слов, использование предметов-символов (например, горсть земли при коллективной выплате вергельда, сломанные ветки «мерой в локоть» при отказе от родства и т.д.), могло свести на нет действие самой нормы права. Салическая правдa несет на себе печать общинных отношений. Ее нормы не отделяют личность от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых тяжких наказаний. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на конкретного человека, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. Франки стремились сохранить свою племенную общность перед лицом реальной угрозы ее крушения. Право у них было средством удержания людей вместе, средством примирения. Салическая правда, отражавшая наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, еще не знала однозначного понятия собственности. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Со всеми подробностями разбирались в судебнике случаи 
кражи крупного и мелкого рогатого скота, собак, голубей, пчел, свиней. Скотоводство играло ведущую роль в хозяйстве франков. Скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Так, два-три солида1 у франков стоила здоровая корова. Салическая правда дает нам представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины. По Салической правде франк имел в собственности приусадебный участок, дом. Община состояла из больших семей, состоявших в родственных связях. Состоятельные семьи имели в качестве домашних слуг рабов и полусвободных ремесленников (кузнецов, конюхов, свинопасов, виноградарей). Салическая правда упоминает аллоды — участки земли, еще не ставшие объектом частной собственности, принадлежавшие владельцам, которые, судя по всему, вышли из общины. Скорее всего, аллоды могли переходить по наследству. В условиях раннефеодального государства собственность на землю была как бы расщепленной. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность — сеньору. Феодальная собственность предполагала внеэкономическое принуждение. Земельная собственность была атрибутом и следствием высшей военной и судебной власти. О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые еще остаются в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая штраф в 3 солида за проезд по чужому полю, за запашку чужого поля — штраф в 15 солидов, за посев на чужом 
поле — в 45 солидов. Если же посторонний человек вступал на участок общинного луга, это не считалось преступлением. Обязательственное право у франков не получило значительного развития. Франкскому обществу было свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Упоминаются такие виды сделок, как продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Салическая правда знает и обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров. При этом подразумевается свободное волеизъявление сторон при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором. Салическая правда регулировала и брачно-семейные отношения. Семья у франков носила патриархальный характер. В семью наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью. Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорее строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет. Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Он заключался в форме покупки женихом невесты. Через покупку муж приобретал власть над женой. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние человека. Жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар, которым владела женщина. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху, равное 15 солидам, увод чужой жены грозил штрафом в 200 солидов. Незамужняя женщина у франков пользовалась некоторой самостоятельностью. Так, источники не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны старших родичей — мужчин. Салическая правда указывает на определенное ущемление прав вдов. Они не могли, например, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы родственникам умершего мужа. В судебнике содержатся и нормы наследственного права. Салической правде было известно наследование по закону. По наследству могло переходить как движимое, так и недвижимое имущество. Движимое имущество наследовалось в порядке очередности. К первой очереди относились дети. Земля же переходила только к сыновьям. В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично на народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу. Значительное внимание в Салической правде уделено преступленям и наказаниям. Из статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все упоминаемые преступления можно свести к четырем видам: преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Вместе с тем в Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию «преступления против государства» (например, должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие»). Содержатся в Салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» влекло за собой штраф. Упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Рассматривая наказания, предусмотренные Салической правдой, следует отметить четко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами (вергельдами) всех старых наказаний родового строя. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Взамен кровной мести был установлен выкуп. Его размер зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким. Он делился на три части, которые распределялись между семьей убитого, родственниками со стороны его отца и матери и казной. Специальные разделы судебника определяют наказания за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Салическая правда предусматривает крупные штрафы за убийство, телесные повреждения, в ней подробно перечисляются и различные виды побоев, оскорблений словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 солидов. 200 солидов следовало уплатить за кастрацию человека, 100 — за ряд увечий, нанесенных одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить. В перечне телесных повреждений упоминаются и выбитый глаз, и оторванное ухо, и различные оторванные пальцы. Например, за палец, «которым натягивают лук», присуждался штраф в 35 солидов, а за четвертый палец — только 9. Сумма штрафов за оскорбление словом или действием зависела от ряда обстоятельств: от социального положения сторон, от тяжести оскорбления в понимании франков. Вергельд за убийство раба составлял 35 солидов и шел его хозяину. За убийство полусвободного франка выплачивалось 100 солидов, свободного — 200, графа, королевского чиновника, слуги, если он был даже римлянином, — 300, чиновника короля — 600 солидов. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивался.

Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Так, назвавший человека уродом или зайцем должен был заплатить 3 солида, доносчиком или лжецом — 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство. Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены влекла выплату штрафа в 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», должен был бы уплатить 15 солидов, «кто облыжно назовет свободную женщину блудницей» — 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть, выплачивалось 700 солидов, за убийство женщины — 600. Данные нормы свидетельствуют о том, что женщины занимали достаточно высокое положение1. Штраф должен был предотвратить самосуд и затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывались попытки самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю, отобрать свое животное у владельца без суда и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона. Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему. Салическая правда, как и Русская правда, изначально не упоминала смертную казнь. Однако в другом памятнике, Саксонской правде (начало IX в.), со ссылкой на закон франков смертная казнь предусматривалась не только за участие в заговоре против короля, но и за замысел его убийства. Смертная казнь через повешение, колесование по Салической правде применялась в качестве наказания в основном к рабам. За преступления, совершенные свободными, она прямо предписывалась лишь в редких случаях, например при поджоге и неявке после вызова в суд без уважительных причин. Салическая правда содержала зачаточные представления о таких понятиях, как формы вины (умысел и неосторожность), покушение на преступление, соучастие, обстоятельства, отягчающие или смягчающие вину. Так, при небрежном причинении франком вреда животному другого франка следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством, смягчающим вину, служило признание провинившегося. Вред, причиненный «по вражде или коварству», влек за собой более высокий штраф. В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, «скопом» наказывались все присутствовавшие на месте насилия над женщиной. Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель преступления. Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 солидов, в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления — в 63. Вместе с тем Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Так, община отвечала за убийство, совершенное на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить о своем отказе от помощи сородичей. Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу. Судебная власть осуществлялась коллегиями, состоявшими из семи избранных народом заседателей (рахинбургеров). С усилением королевской власти функции председателей судебных собраний (тунгинов) перешли к графам. На смену рахинбургеров приходят лица, назначенные властями (скабины). Существовали также церковные и сеньориальные суды. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля. Судебный процесс у франков, как и у других народов, носил состязательный характер. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Старинный обычай требовал, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе, как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежали формулирование обвинения и поддержание обвинения, представление доказательств. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей также являлись обязанностями потерпевшего. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общественный интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в таких преступлениях наказывались по инициативе властей. Предварительное расследование не проводилось. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не давал показания против родича, а человек, принадлежавший к враждебному роду, не мог свидетельствовать в пользу противника. Когда не удавалось добиться признания обвиняемого, судьи апеллировали к Богу. В этом сказывались, с одной стороны, бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и с другой — вынесенное из прошлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий правду Бог укажет на виновного, не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать. Фактически действовал известный по предшествующей эпохе ордалий «суд божий», состоящий в испытании. Наиболее распространенными способами ордалия в праве франкских народов были испытания водой, железом, огнем. При испытании водой связанного обвиняемого бросали в реку. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Другое испытание состояло в том, чтобы достать из котелка с кипятком какой-нибудь предмет, часто кольцо. Сходным видом ордалии являлось испытание железом. Взяв в руки раскаленный кусок железа, следовало сделать с ним несколько шагов. В обоих случаях руку, поврежденную испытанием, смазывали жиром, бинтовали и давали заживать. Через несколько дней «сведущие люди» осматривали ее. Если рубцы заживали хорошо, человек считался невиновным. От испытания котелком можно было откупиться, сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знавшего еще сложившегося порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом. Салическая правда предписывала штраф за неявку ответчика или свидетеля в суд без уважительных причин (12 солидов). К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Судья устанавливал срок явки свидетеля в суд. Несогласие ответчика со свидетелем могло привести к поединку между ними. Лжесвидетельство сурово наказывалось, так же как отказ свидетеля давать показания. Такие свидетели объявлялись вне закона и штрафовались. При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик», привлекались соприсяжные — родственники, соседи, друзья, которые должны были оказывать поддержку в суде одной из сторон. Число соприсяжников различалось в зависимости от важности дела. Соприсяжник не считался свидетелем, в его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Соприсяжники являлись «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным. С ускоряющимся распадом родовых связей и обеднением крестьянам, в отличие от их знатных сеньоров, окруженных вассалами и дружиной, все труднее становилось прибегать к помощи соприсяжников.


27.01.2015; 14:03
хиты: 3676
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь