пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

древний рим

Царская власть.Основание города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 г. до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Римское общество формировалось как солидарное. Население Рима жило родами, главами которых были старейшины. Род представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков. Объединение путем войн трех племен — древних латин, сабин и этрусков — привело к образованию римской общины. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение привлекали в Рим население из соседних регионов. Со временем на территории, принадлежавшей римским родам, появились освобожденные рабы и их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах, лишены политических прав. Они могли получать земельные наделы только из свободной части земельного фонда и были лишены возможности участвовать в управлении делами общины. Коренные жители, жившие родами, назывались патрициями. Именно они представляли собой полноправный «римский народ». Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись так называемыми клиентами1. С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложнилась. В родах выделились отдельные богатые аристократические семьи. К ним перешли лучшие земельные участки, еще считавшиеся коллективной собственностью общины. Они получали и бо́льшую долю военной добычи. Не может не удивлять «стройность» организации римской общины: в нее входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в три трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носила на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью «замкнуть» общину в условиях ограниченности ее земельного фонда

2. Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были разрушить эту замкнутость. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в этнически пеструю общину. Сила этой общины возрастала. Внутри нее, так же как и в римской общине, развивалась имущественная дифференциация. Среди плебеев появились богатые ремесленники и торговцы, которые начали играть все более заметную роль в жизни Рима. Они остро ощущали свое бесправие. Вместе с тем увеличилось и число плебеев-бедняков, многие из которых становились неоплатными должниками патрициев и попадали в долговую кабалу. Во главе римской общины стоял выборный царь — рекс. Его полномочия были ограниченны и сводились главным образом к исполнению военных, жреческих и судебных функций. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на племенном собрании. Оно объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления. Важным этапом на пути становления римской государственности были реформы, которые провел рекс Сервий Туллий. Он разделил все свободное население Рима — и патрициев, и плебеев — на пять имущественных разрядов, или классов. В основу этого деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее были введены денежные критерии). К первому классу были причислены лица, обладавшие состоянием не меньше чем в 100 тыс. ассов (асс — медная монета); ко второму — 75 тыс. ассов; к третьему — 50 тыс. ассов и т.д. Кроме того, безземельные — пролетарии — объединялись в шестой р азряд. Граждане каждого разряда были поделены на сотницентурии. Всего их было 193. Центурия, будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. Каждая центурия имела один голос, голоса богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Центуриатные собрания стали решать такие вопросы, как объявление войны, выбор должностных лиц, осуществлять суд и др.

Вся территория Рима была разбита на четыре городских и 17 сельских территориальных округов — триб. Тем самым была разрушена родоплеменная организация общества. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Плебеи были допущены к участию в народных собраниях, но политические и социальные ограничения все же не были устранены полностью, что привело к продолжению борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями уже в период республики1. История Рима царского периода, в отличие от истории последующих периодов его развития, к сожалению, содержит много неясных до сих пор вопросов и может быть восстановлена лишь в общих чертах.

Римская республика.Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные граждане Рима делились на две социальноклассовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), к которым принадлежало большинство членов общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами и являющееся гражданином, обладало полной правоспособностью. Это означало право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. По мере развития имущественной дифференциации в определении положения римского гражданина возрастает значение его богатства. В среде рабовладельцев возникли привилегированные сословия нобилей и всадников. В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету, становились высшими должностными лицами. Другое сословие (всадники) образовалось из торгово-фин ансовой знати и относительно богатых землевладельцев. Постепенно произошло слияние нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ на важные государственные должности. Категорией свободных, но не имевших прав римских граждан были перегрины (иностранцы). К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Несвободными являлись рабы. В период республики они превратились в основной угнетенный и эксплуатируемый класс.

Способами установления рабства в Риме были:

  1. военный плен или захват лиц, не принадлежавших к государству, связанному с Римом договором. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 тыс. че ловек;
  2. рождение от рабыни, даже если отец являлся свободным гражданином (если мать являлась свободной, а отец рабом, ребенок признавался свободным);
  3. лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам на рудниках;
  4. покупка рабов за границей;
  5. естественное воспроизводство (в силу тяжелого положения рабов этот способ имел меньшее по сравнению с другими значение);
  6. долговая кабала (несмотря на отмену кабалы Законом Петелия, фактически она продолжала существовать, хотя и в ограниченных раз мерах);
  7. самопродажа в рабство (получила распространение к концу периода республики).

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Рабы не пользовались в Риме никакими правами; правовые гарантии политической и гражданской свобод, которыми так гордились римляне, на них не распространялись. Рабы стояли вне закона и не являлись субъектами права. Катон в своем трактате «О земледелии» подразделял орудия земледельческого производства на три категории: «орудие говорящее, полуговорящее и немое; орудие говорящее — это рабы; полуговорящее — это быки; немое — это повозки»

1. Беспощадностью отличались расправы с участниками восстаний рабов: римляне без всякого разбирательства поголовно уничтожали всеx рабов в областях, охваченных восстанием, даже не ставя вопроса о виновности каждого казнимого. Подавляя восстание Спартака, Красс (древнеримский полководец и политический деятель) распял вдоль дороги от Капуи до Рима 6 тыс. пленных. Внесудебные, террористические методы расправы с рабами, лишение их процессуальных гарантий, упрощенное судопроизводство, жестокие пытки и казни были обычным явлением. Историки, прославляющие демократизм римского общества, нередко забывают об этом. Рабский труд со времнем стал неэффективным, по явилась новая, более совершенная форма эксплуатации рабов — пекулий: рабу предоставлялась для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.). Другой формой эксплуатации, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. В конце республики появились и рабы, получившие свободу, — вольноотпущенники. Освобождение рабов стало широко практиковаться уже в начале нашей эры. В период республики организация власти некоторое время соответствовала условиям общественной жизни, сложившимся в Риме. Здесь сочетались аристократические и демократические черты при преобладании первых. Это отразилось на полномочиях и взаимоотношениях основных государственных органов. Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. Изначально сенаторов было 300 (по числу родов). Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, — цензоры. В сенат зачислялись те, кто в прошлом занимал высшие государственные должности (консула, претора, цензора). Не могли быть сенаторами вольноотпущенники и их сыновья, а также лица, занимавшиеся недостойными римского гражданина занятиями, например мелкой торговлей. По существу, списки сенаторов, составляемые каждые пять лет, не отличались один от другого. Первоначально состав был патрицианским, позже доступ в сенат получили плебеи. Для большинства сенаторов назначение становилось практически пожизненным. К особенной компетенции сената относились, прежде всего, международные отношения, финансовые (налоги, доходы и расходы) дела, вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика. Сенат контролировал законодательную деятельность, предварительно рассматривал законопроекты.

Порядок работы сената был следующим. Обычно сенат созывался консулом или диктатором1, который и председательствовал в нем. По делам меньшего значения сенат мог созывать помощник консула. В заседании сената могли участвовать и лица, занимавшие государственные должности, представители власти, которые в данный момент находились при должности. Они могли выступать, но не голосовать. Заседания сената, по общему правилу, были публичными, но могли происходить и при закрытых дверях. Тот, кто созвал сенат, излагал существо дела, по поводу которого он решил обратиться. Затем начиналось обсуждение. Председательствующий приглашал сенаторов (по списку) высказаться. Голосование было поименным или путем расхождения, расступанием в разные стороны — «голосование ногами». Решения сената (senatus consulta) получали свое название по имени консула, председательствующего на данном заседании. Аристократическая по своей сущности Римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего — народные собрания. Сроки полномочий должностных лиц (консулов, преторов), их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают на демократические формы правления, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. Существовало несколько видов народных собраний (комиций) (см. рис. 10). 1. Центуриатные комиции утверждали законы и избирали всех основных начальников-магистратов: консулов, преторов, цензоров. Собрания созывались по инициативе руководства республики. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. В компетенцию центуриатного собрания входило в том числе объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. 2. Куриатные комиции, ведущие свое происхождение из далекого прошлого, утверждали должностных лиц, избранных другими собраниями, утверждали акты завещаний и усыновлений. Их политическое влияние было незначительным.
3. Трибутные комиции в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа, некоторые местные дела, законопроекты. С III в. до н.э. они получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. На трибутных собраниях избирали плебейских (народных) трибунов. Должность эта была учреждена около 494 г. до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебса с патрициатом. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сначала два, потом пять и, наконец, 10. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была быть всегда открыта для ищущих защиты плебеев. У них имелось право вмешательства в распоряжение любого римского магистрата, включая консула. Трибуны имели право даже запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Сами же плебейские трибуны формально никаких распоряжений не выносили, т.е. не обладали положительными административными функциями. Особа плебейского трибуна считалась священной и неприкосновенной. Посягательство на личность трибуна каралось смертью. Впоследствии сенат превратил трибуна в должностное лицо, контролирующее консула. Иногда по указанию сената трибун сопровождал войско вместе с консулом. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли также прервать собрание или перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, по которым необходимо было принять решение. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым. Тайное голосование было введено только в конце республиканского периода (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

римская империя.ната по распоряжению финансами и управлению провинциями. Он также утратил полномочия в военной и внешнеполитической областях. Наряду с республиканскими магистратурами создавался императорский чиновничий аппарат. На его вершине стояла канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств (финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др.) (см. рис. 11). В совет включались префекты, начальники ведомств канцелярии. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием, и т.д. Создаваемый чиновничий аппарат не имел стройной системы. Армия превратилась в мощную опору личной и государственной власти, влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Став профессиональной, армия превратилась в корпоративную организацию. Постепенно власть императоров усиливалась. Сенат все больше отстранялся от управления, которое перешло к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. н.э. монархия утвердилась в чистом виде: наступил период домината (от лат. dominus — господин). Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, вторжения соседних племен. Начался упадок сельского хозяйства, ремесла, торговли. Империя переживала кризис. Внутренние смуты и внешние вторжения поставили ее на грань распада. Перед лицом многочисленных врагов имперский режим становился все более милитаризированным и автократическим, а о былом процветании уже не было и речи. Протесты против тирании принимали единственно возможную форму военных переворотов. Этот период получил название эпохи солдатских императоров. В результате к власти приходили наиболее удачливые полководцы, стремившиеся основать собственные династии. В период домината обострились отношения императоров с сенатом. Старые республиканские учреждения исчезли, а управление империей сосредоточилось в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначал император. Среди этих ведомств необходимо выделить государственный совет при императоре (орган, подготавливавший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики). Существовали префекты, исполнявшие администартивные, судебные и военные обязанности (рис. 12).
Помощник — цезарь
Управление Галией, Испанией, Британией
Гвардия
Сенат
Подвижные легионы
Пограничные войска
Ректоры провинций
Муниципальные магистраты 
Викарии диоцезов
Канцелярия
Префект претория
Государственный совет (консисториум)
Император — август
Управление Италией, Северной Африкой
Префект Рима
Префект претория
Канцелярия
Ректоры провинций
Викарии диоцезов
Муниципальные магистраты 
Армия

Чиновники получили особый статус, ряд привилегий, в том числе право на пенсию. Им присваивалась определенная форма одежды. Изменилась и военная организация Рима. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и азиатских племен армия была разделена на силы, выполняющие полицейские функции, и пограничные войска. Широкий доступ в армию получили «варвары», порой использовалась и вооруженная сила их племен. Преторианская гвардия1, сыгравшая важную роль в эпоху «солдатских императоров», преобразовалась в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме — префектом города), развившаяся тайная полиция — префектом претория. Государственные формы поздней империи были образцом для подражания на протяжении Средних веков. В особенности это отразилось на истории государственной власти во Франции, Германии, Испании, Италии. До сих пор сохраняется терминология, созданная в период империи. С тех времен ведут свое начало титулы, некоторые церемонии, дипломатические ритуалы и т.д. Пережив кризис в III в., империя вновь укрепилась в результате серьезных реформ, проведенных Диоклетианом (284—305 гг.) и Константином (306—337 гг.). Реформы Диоклетиана касались государственного устройства империи. Верховная власть делилась между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул август, управляли каждый своей половиной империи — Западной и Восточной. Они избирали себе соправителей, которым присваивался титул цезаря. Были разукрупнены провинции, их стало больше ста. Они, в свою очередь, объединялись в более крупные территориальные образования — диоцезы. Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством. В частности, землевладельцы получили право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую армию.

1  Воины личной охраны императора.

Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин. Его денежная реформа оказалась удачной и привела к стабилизации денежного обращения. При Константине завершился процесс закрепощения крестьянколонов. Такая же политика проводилась и в отношении ремесленников, которым запрещалось изменять «свое состояние». В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до занятия высших должностей. Завершена была и административная реформа Диоклетиана. В каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы. Префектуры делились на диоцезы (их было шесть в западной части империи и семь в восточной), возглавляемые викариями; диоцезы состояли из провинций, которыми управляли ректоры, провинции — из округов с окружной администрацией. Если эти реформы Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики Константин придерживался противоположных Диоклетиану позиций. Диоклетиан запрещал отправление христианских религиозных обрядов, поощрял разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же полагал, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 г. императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина, — государственной религией. При Константине столица империи была перенесена в город Византий, названный затем Константинополем (330 г.). Разделенная на две части (западную и восточную), Римская империя шла к своему закату. Восточная Римская империя (впоследствии — Византия) продержалась 
до 1453 г., а Западная в V в. превратилась в «проходной двор» для грабивших ее варваров. Она просуществовала до 476 г., когда была свергнута власть последнего римского императора Ромула Августула.

Римское право. Считается, что римляне трижды завоевывали мир: в первый раз они покорили его своими железными легионами, во второй — римским правом, которое стало основой законодательных систем многих современных государств, в третий раз они сделали это повсеместным распространением христианства. Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Прежде всего — высокий уровень экономических отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Не меньшее значение имела многонациональность империи, породившая потребность «примирения» многих, зачастую отличающихся друг от друга, правовых систем, существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития отдельных частей империи. Особенное влияние на формирование их взглядов оказало афинское право. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, которым была окружена деятельность юристов, особенно выдающихся, таких, как Гай, Ульпиан, Модестин, Папиниан, Павел и др. По словам американского историка и философа В. Дюранта, с которыми мы не можем не согласиться, «право Рима явилось характерным и долговечным выражением сущности римского духа. Как Греция стоит в истории символом свободы, так Рим — символом порядка; Греция завещала демократию и философию в качестве основания личной свободы — Рим оставил нам законы, традиции управления в качестве фундамента социального порядка»

2.4.1. Система и источники римского права

Времена меняются, и законы меняются вместе с ними. Древнеримская поговорка
Римские юристы делили право своей страны на публичное и частное. «Публичное право, — говорил римский юрист Ульпиан, — есть право, которое относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц». Критерием такого деления являлся характер интересов, защищаемых правом: нормы публичного права защищали интересы государства и его органов, определяли компетенцию учреждений и должностных лиц, регулировали взимание налогов, определяли, какие деяния являлись преступными, какие наказания полагались за них, регулировали отношения между государством и частными лицами; нормы частного права охраняли интересы частных лиц (см. рис. 13).

К публичному праву, исходя из современной правовой систематики, принято относить государственное, административное, финансовое, уголовное, военное, международное право и т.д. Частное же право защищает интересы частных лиц, субъектов права, равных перед законом, в случае их вступления в имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (вещные, семейные, обязательственные, наследственные и т.д.). Традиционно считается, что римское частное право по сравнению с правом публичным представляет собой бо́льшую ценность, как более развитое и приспособленное к регулированию отношений, возникающих из форм товаропроизводства и товарооборота. Однако, на наш взгляд, нельзя пренебрегать изучением положений публичного права, ведь между частным и публичным правом существовала органическая связь. Деятельность тех же юристов и магистратов протекала в рамках публично-правовых установлений. Частное право то явно, то незримо поддерживалось публично-правовыми нормами, публичным правопорядком. Вне этого правопорядка немыслимо было издание законов и вообще правовых норм, невозможно было осуществление административной и судебной деятельности. Публичное право составляло не только фон, но и до некоторой степени основу, на которой строилось и развивалось частное право. Возможности публичного права подчеркиваются известной формулой римских юристов: «Частные соглашения не могут изменить предписаний публичного права».

Право квиритское (цивильное)
Право преторское
«Право народов»
Римское право
Публичное право
Частное (гражданское) право

Римское частное право было представлено тремя ветвями, появившимися в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого пришлось на VI — середину III в. до н.э. Нормы данного права регулировали исключительно отношения между квиритами — римскими гражданами. Параллельно с квиритским правом появилось преторское право — вторая ветвь частного права, выросшая из эдиктов магистратов, в особенности из преторских эдиктов. Позднее преторские эдикты включали формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Они регулировали отношения между римскими гражданами. В отличие от норм квиритского права, эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. В республиканский период появилась еще одна система римского права — «право народов». Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств. В отличие от квиритского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. Исконное римское частное право и «право народов» длительное время дополняли друг друга. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н.э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право. Римское право как единое целое восходит к четырем источникам (см. рис. 14). 1. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. «Обычай, — говорили римляне, — делает закон». Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи еще долго продолжали дополнять их. 2. Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges) как вторая форма источников права. Не все нормативные предписания являлись законами. Для того чтобы получить признание, закон, по мнению римлян, должен был обладать соответствующим внутренним содержанием и быть принятым с учетом определенного порядка, предписанного правом. Закон должен был представлять собой оформленное выражение общей воли римского народа. Соответственно, силу закона могли получить только постановления учреждений, воплощавших эту волю. Существовало несколько видов законов. Чтобы любые вновь изданные законы не нарушали раз за разом всю систему правовых норм, были выработаны определенные правила. Для придания действительности своим правовым предписаниям закон должен был быть должным образом обнародован или опубликован. В Риме эта процедура влияла на вступление закона в силу самым непосредственным образом. Закон должен был быть вписан определенным образом в историческую систему правовых норм прежнего и будущего законодательства. Обратной силы законы не имели.
Источники права

Обычное право
Обычаи предков
Обычаи жрецов
Обычная практика
Период принципата: эдикты, декреты, рескрипты, мандаты принцепса, сенатусконсульты 
Эдикты магистров
Период домината: кодифи кации
Деятельность юристов
Кодекс Юстиниана
Период республики: решения комиций и сената

Действие закона характеризовалось временными и территориальными качествами. Подразумевалось неограниченное время действия закона (закон не предусматривал точно означенного срока окончания действия). Он прекращал свое действие в связи с изданием нового закона, регулирующего те же отношения. Первыми законами стали законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период на куриатных и центуриатных собраниях, и plebiscita («постановления плебса») — акты трибутного собрания. Они признавались сенатом только в том случае, если перед их вынесением на рассмотрение народного собрания были соблюдены надлежащие формальности и они представлялись народу магистратом сенаторского сословия. Если сенат и народное собрание были единодушны в принятии закона, его непреложность освящалась именем римского народа (Populus Romanus). В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. н.э. акты сената (senatus consult) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановления, принимаемые этим органом, исходили от императора-принцепса и закрепляли его волю. По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). Их разновидностями были:

  1. эдикты — общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима;
  2. мандаты — инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.);
  3. декреты — решения по судебным делам, которые рассматривались императором;
  4. рескрипты — императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты.

Декреты и рескрипты играли особую роль, поскольку они толковали нормы права. Наиболее значимым моментом в истории становления римского законодательства стало издание в середине V в. до н.э. Законов XII Таблиц — свода публичного и частного права. Двенадцать таблиц вызвали двойную юридическую революцию: обнародование и секуляризацию1 римского права. Они привели к превращению неустойчивого неписаного обычая в ясные писаные нормы законодательства. Право перестало считаться божественным. Законы XII Таблиц формировали правовые нормы, которые носили, как правило, не казуистический, а общий характер, регулировали наиболее типичные общественные отношения. Полный текст Законов XII Таблиц не сохранился. Фрагменты текста Законов сохранились в отдельных письменных текстах или в ссылках, представленных в сочинениях известных римских юристов. Исследователями римского права предпринимались неоднократные попытки реконструировать Законы, систематизировать их положения. Некоторые из них были весьма успешны. Современная юридическая наука признает подлинность 140 правовых положений таблиц, которые систематизированы по разделам. Даже простой перечень названий таблиц дает возможность составить представление о том, насколько широко и полно Законы регулировали существовавшие общественные отношения: о вызове в суд; о свершении исков; о долговом рабстве; о порядке манципации при сделках; о завещании и семейных делах; о пользовании земельным участком; о воровстве; о личном оскорблении — обиде; об уголовных наказаниях; о порядке похорон и церемоний; о публичных делах в городе. По словам Цицерона, одна небольшая книжица Законов XII Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы превосходила все библиотеки философов. 3. Наибольшее значение для развития римского права имели эдикты магистратов, и в первую очередь — эдикты преторов. Они формировали особую систему римского права — преторское право. Эдикты представляли собой распоряжения и программы преторов как администраторов. Полномочия по изданию эдиктов вытекали из права претора лично отправлять правосудие в определенной сфере и из полномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная. Истории римского государства известны эдикты других должностных лиц, в частности чиновников, которые контролировали экономическую сферу. Их законодательные распоряжения касались вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота. Преторские эдикты играли важную роль и в формировании законов. Каждый новый городской претор издавал преторский эдикт, который обнародовался на Форуме глашатаем и записывался на стене. В этом документе провозглашались принципы, опираясь на которые, претор намеревался отправлять свои судебные функции. Например, претор указывал, в каких случаях он мог рассмотреть иск, а в каких отказать в его рассмотрении. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Подобные эдикты могли издаваться и провинциальными преторами. Благодаря предоставлению им властных полномочий преторы могли не только толковать, но и вырабатывать новые законы. В эпоху принципата одновременно с усилением власти принцепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что основные типы исков и способы защиты права уже были сформированы. Претор нередко отменял решения своего предшественника, а иной раз и придерживался противоположных ему принципов, в связи с чем расплывчатость законов и предвзятость приговоров накладывались на распространенные в любой юридической системе злоупотребления и недостатки. В первой половине II в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта. 4. Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по вопросам права и ведения дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов стали приобретать обязательное значение и распространяться на аналогичные ситуации.

Октавиан Август установил правило, в соответствии с которым «мнения» юристов, соответствующие определенным требованиям, приобретали полную силу закона. Требования эти сводились к следующему: юрист должен был предварительно получить от императора право на формулировку юридических мнений, его ответ-мнение должен был скрепляться печатью судьи, рассматривавшего данное дело. К эпохе Юстиниана юридические мнения составили обширную правовую литературу, во многом повлияв на создание выдающихся источников римского права — Дигест и Кодекса Юстиниана. С середины III в. деятельность юристов утратила свое значение как источник права. Юристы перестали создавать правовые конструкции, превратились в чиновников, исполнявших волю императора. В эпоху принципата римские классические юристы разделялись на две школы: консервативную школу сабинианцев и более прогрессивную школу прокулеанцев. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина. Именно их сочинения занимают более трех четвертей объема текста Дигест Юстиниана1.

Свод гражданского права Юстиниана.Свод гражданского права Юстиниана
Только в VI в., уже после падения Западной Римской империи, кодификация римского права получила вполне законченные формы. Е. Л. Скрипелев, российский историк права
В условиях кризиса и разложения рабовладельческого общества к концу III в. развитие частного права приостановилось. В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и «правом народов» — с другой, и образования единой системы права были созданы условия для систематизации римского права. Первая систематизация была проведена частными лицами. В конце III в. вышли кодексы Гермогениана и Грегориана. В 438 г. была проведена первая официальная систематизация и издан кодекс Феодосия. В период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством Трибониана провела огромную кодификационную работу и создала три крупных сборника римского права (Институции, Дигесты и Кодекс), включавшие несколько десятков книг. После этих кодификационных работ император Юстиниан, прекрасно владевший латынью и получивший блестящее юридическое образование, издал ряд законов, получивших название «Новеллы» (новые законы).

Во время правления императора Юстиниана (527— 565 гг.) была проведена всеобъемлющая кодификация права, основанная на новых принципах, отражавших высокий уровень юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры (рис. 15). В XII в. полная кодификация Институций, Дигест, Кодекса и Новелл получила название «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis). Институции были составлены в 533 г. на основе сборников, составленных юристами, прежде всего Гаем. Институции имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Одновременно они являлись элементарным учебником права. Институции были опубликованы в четырех книгах (общее учение о праве и конкретное учение о субъектах права или лицах, общие институты вещного права, учение об обязательственном праве, учение об исках и принципах применения права в суде) и 98 титулах. С этого времени такая схема систематизации права стала называться институционной. Дигесты, или Пандекты (Digesta, Pandectae) были составлены в 530—533 гг. Они стали самой объемной частью свода Юстиниана. Одну треть всего объема Дигест составляли извлечения из сочинений Ульпиана, 1/6 — из сочинений Павла. Дигесты были разделены на 50 книг, книги состояли из титулов, титулы — из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы.

Элементарные основы  римского права для первоначального изучения
Собрание отрывков из сочинений римских юристов
Собрание императорских  конституций
Конституции Юстиниана по вопросам публичного, наследственного и частного права
Свод гражданских прав
Институции (четыре книги)
Дигесты (50 книг)
Кодекс (12 книг)
Новеллы (три сборника)

Всего в составе этого документа насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших перу 39 известных юристов I—V вв. н.э. Дигесты представляли собой структурированный свод высказываний римских юристов и положений римского права. Весь материал условно подразделялся на семь частей.

  • В первой (книги 1—4) рассматривались общие вопросы права и учение о субъектах права — лицах;
  • во второй (книги 5—11) — «о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи, о защите права собственности», т.е. вещное право;
  • в третьей (книги 12—19) — об обязательствах двусторонних, или возникающих из «взаимного доверия».
  • Четвертая часть (книги 20—27) была посвящена обеспечению исполнения обязательств, издержкам и исковым требованиям, возникающим из обязательств, и обязательствам, связанным с реализацией семейных и опекунских прав;
  • пятая (книги 28—36) — завещаниям;
  • шестая (книги 37—43) — самым разнообразным правовым коллизиям, решаемым по судейскому усмотрению;
  • седьмая (книги 44—50) — вопросам, связанным преимущественно с уголовным и публичным правом.

Последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т.п. Кодекс (Codex) — собрание императорских конституций — был составлен в 529 г. (последняя его редакция — в 534 г.). Он включал в себя 4600 императорских конституций и состоял из 12 книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Распоряжения, включенные в каждый титул, были пронумерованы; длинные распоряжения разделялись на параграфы. Книги 1 и 9—12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного); книги 2—8 — частному праву. При систематизации сохранялись даты издания конституций и имена даровавших их государей. Новеллы (Novellae) кодификации Юстиниана были составлены в 535—555 гг. и представляли собой распоряжения Юстиниана. Они не были сведены в официальный сборник. Сохранились три сборника, составленных частными лицами. Первый из них состоял из 122 конституций, второй — из 134 актов, а третий — из 168 актов, 153 из которых принадлежали Юстиниану. 

Юстиниана касались различных вопросов публичного и местного права1. Собственно кодификацией права, связанной с переработкой правовых источников и их систематизацией, можно считать лишь три первые части Свода Юстиниана.


23.01.2015; 16:09
хиты: 1569
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь