пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

древняя греция. Афинское право, государственный строй Спарты. Право спарты

Древняя Греция (на греческом — Эллада) была горной страной, расположенной на Балканском полуострове. Первые государственные образования на этой территории появились во II тысячелетии до н.э. Греция занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, западную береговую полосу Малой Азии. Греческие колонии находились и на побережье Черного и Средиземного морей. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) в конце II тысячелетия до н.э. населяло четыре племени. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, реже на полевых работах, занимались ремеслом. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд начал преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестали участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начала стремиться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных граждан1. Географические условия, требовавшие приспособления способов ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен региона под единой властью. Формирование общественного и государственного строя Греции проходило в рамках античного полиса (города-государства) — феномена Древнего мира. Полисная система складывалась постепенно, в течение многих столетий, которые можно подразделить на три периода: гомеровский (XI—IX вв. до н.э.) характеризовавшийся господством родоплеменных отношений; архаический (VIII—VI вв. до н.э.), в рамках которого происходило создание классового общества и государства, и классический (V—IV вв. до н.э.), ознаменовавшийся расцветом древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В гомеровской Греции население было объединено в сельские общины, располагавшиеся на небольших территориях и почти изолированные от соседских общин. Центром общины было поселение. Основную массу ее жителей составляли земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы. Земля являлась родовой собственностью и предоставлялась общинникам в пользование на условиях ее периодического перераспределения. Однако из-за уже складывавшегося в то время социального неравенства земля распределялась неравномерно. В этот период государство еще не было образовано, управление обществом осуществлялось в форме военной демократии. Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин (буле) — совет наиболее видных представителей родовой знати. Значительную роль играли народные собрания, которые возглавлял родоплеменной вождь (базилевс). Таким образом, в период возникновения государства греки использовали три древнейших института государственности, имевших общее для многих стран Древнего мира происхождение и типичных для родового общества: царя, совет старейшин и народное собрание. Царь олицетворял собой высшую военную власть и выступал в качестве полководца, был верховным судьей и жрецом. Совет старейшин состоял из вождей родовых обществ, а народное собрание формировалось из мужчин, способных держать в руках оружие. По мере дальнейшего развития этих институтов они постепенно становились доминирующей силой в политической жизни общества. На рубеже IX—VIII вв. до н.э. в развитии Древней Греции произошли глубокие изменения: родовой строй начал преобразовываться в рабовладельческий. Шел процесс развития частной собственности, социального расслоения. Общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестала отвечать потребностям времени. Произошло слияние ранее обособленных мелких общин. Древние формы объединения родов — филы и фратрии — уступили место новым, основанным на имущественных и территориальных признаках. На базе общин возникли новые социально-политич ес кие организмы, получившие название полисов (горо дов-го сударств). Образование рабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составило содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.Для того чтобы обеспечить городу-государству возможность эффективного функционирования в качестве самостоятельной политической общины, необходимо было создать достаточно цельную во всех отношениях структуру. В классический период греки проявили в этом отношении большую изобретательность как в области теоретических философских размышлений о наилучших формах государственного правления, так и в практических экспериментах. Достаточно вспомнить имена Аристотеля и Платона.

Афины.Образование древнегреческого государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, проведенных Тезеем и повлекших образование государства, было объединение трех племен с центром в Афинах, где был создан руководящий орган — совет, осуществлявший общее руководство в государстве. Произошло оформление обособленных социальных групп. Родовая знать создала особую группу эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение государственных должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы) и демиурги (ремесленники). Процесс образования государства был длительным. Постепенно власть базилевса ограничивалась. Его функции перешли к новым выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, а затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Они исполняли военные, жреческие, судебные функции, а со временем приняли на себя все руководство с траной.

Тогда же возник еще один новый орган — ареопаг (высший государственный совет), заменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения и изменения в управлении ознаменовали создание государства. Произошли радикальные преобразования. Некоторые из них были связаны с реформами Солона и Клисфена, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения. Самой крупной реформой Солона (640—560 гг. до н.э.) стала сисахфия («сбрасывание бремени»). Она освободила многих должников в Афинах, запретила личную кабалу, продажу несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы государства, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Было ограничено землевладение, установлен максимальный размер земельных наделов. Была провозглашена свобода завещаний, что способствовало развитию частной собственности на землю. Цензовая реформа Солона разделила всех граждан независимо от их происхождения по имущественному положению на четыре разряда. Реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане, принадлежащие к первым трем разрядам, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) — только представители первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого усиливалась: собрание стало разрабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты. Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени и создал на базе этого деления новый государственный орган — совет четырехсот (по сто человек от каждого племени). Он руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании, разбирал текущие управленческие вопросы. Свою деятельность продолжали и народное собрание, и ареопаг. Серьезное значение придавалось поддержанию общественной морали и спокойствия. Запрещалось плохо говорить об умерших, порочить живых (это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами в пользу как семьи потерпевшего, так и казны). Вводились ограничения на расточительство, осуждались нескромность (например, излишне эмоциональное причитание женщин на похоронах), прелюбодеяние, рассматривавшееся как преступление (мужу дозволялось убить застигнутого врасплох любовника жены), изнасилование женщин, которое рассматривалось как покушение на общественную мораль. Реформы стали важным этапом формирования политической организации в Афинах, но их компромиссный характер помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство аристократии и не удовлетворили полностью народ. Социальные разногласия переросли в борьбу, которая привела через некоторое время к установлению тирании1 Писистрата (560—527 гг. до н.э.), а затем его сыновей. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Режим тирании просуществовал недолго. Крупнейшим реформатором был Клисфен (596—565 гг. до н.э.). Он предложил новое административное деление, в основу которого был положен территориальный принцип. Вся Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутреннюю центральную полосу и береговую полосу. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Создание новых фил устранило всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределило замену совета четырехсот советом пятисот (по 50 человек от каждой филы). Был введен остракизм («суд черепков»). Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица выявлялись, собрание созывалось вторично и каждый его участник принимал участие в тайном голосовании: писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Признанный опасным подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем 

1  Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим.остракизм нашел широкое применение в политической борьбе. Реформы Клисфена способствовали складыванию рабовладельческого государства в форме демократической республики. V в. до н.э. стал временем расцвета афинской демократии. В истории Греции этот период получил, как говорилось выше, название классического. В государственном строе произошли существенные изменения, связанные с именем Перикла (460—429 гг. до н.э.). Так, более четкой стала система разделения ветвей власти: законодательная принадлежала народному собранию, исполнительная — совету пятисот, судебная — гелиэе — высшему судебному органу. Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. В системе государственных органов сохранялся ареопаг (см. рис. 7). Главным государственным органом являлось народное собрание (экклексия). Оно обладало широчайшими полномочиями, которые охватывали все стороны жизни Афин. На собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались их отчеты, обсуждался и утверждался государственный бюджет. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства. Общее собрание собиралось четыре раза в месяц, вызывало живой интерес у граждан и проходило очень бурно. В его работе могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Женщины и метеки1 в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э. за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось 

1  Метеки (от греч. «переселенцы») — в Древней Греции — класс неполноправных жителей Аттики. Метеками называли иностранцев, поселившихся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении определенного срока был обязан войти в число метеков. Кроме того, в класс метеков включались и отпущенные на волю рабы. Метеки были лишены политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства, права приобретать недвижимость, права заключать браки с афинскими гражданами.присутствие всего 6000 человек, примерно 1/5 всех полноправных афинян. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. На практике же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных граждан. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.
В промежутках между собраниями действовал совет пятисот (булэ). Он не подменял народного собрания, а был его рабочим органом. Совет избирался путем проведения жеребьевки между полноправными гражданам, достигшими 30-летнего возраста (от каждой из 10 фил в совет входило по 50 человек). При сравнительно небольшом числе свободных граждан Афин (несколько десятков тысяч) существовала вероятность, что в течение своей жизни членом совета мог стать каждый афинянин. Отличительным признаком членов совета были миртовые венки. На общих собраниях и в театре им отводились почетные места; на время исполнения своих обязанностей они освобождались от военной службы. Компетенция совета была достаточно обширной: совет подготавливал и обсуждал все вопросы, которые выносились на народное собрание (что позволяло совету направлять деятельность последнего), следил за исполнением постановлений народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, управлял финансами, регулировал торговлю. Для ведения текущих дел совет был разделен на 10 комиссий. Комиссии по очереди выполняли обязанности совета, ежедневно избирая нового председателя совета путем жеребьевки. Впоследствии этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием. Действовал высший судебный орган — гелиэя. Гелиэю составляли 6 тыс. человек (по 600 представителей от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала как наиболее важные частные дела афинских граждан, так и государственные дела. Помимо судебных функций гелиэя выполняла функции в области законодательства. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Серьезную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица (архонты, стратеги). Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность. Выборы должностных лиц проводились ежегодно посредством открытого голосования в народном собрании или путем жеребьевки. Перед вступлением в должность все избранные лица подвергались особой проверке, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность дважды (кроме военных) или две должности. После истечения срока их полномочий должностные лица представляли отчеты о своей деятельности совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным. Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрастные категории определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов, отряд легковооруженных и определенное число всадников. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы. Считалось, что свободный афинянин не может выполнять полицейские функции, так как это неправомерно по отношению к его согражданам. Система афинской демократии представляла собой продуманную структуру государственного устройства. При этом важно отметить два обстоятельства. Во-первых, афинская демократия принципиально отличалась от современных демократий тем, что в Афинах граждане принимали государственные решения непосредственно, т.е. действовала «прямая» демократия, тогда как в современных странах действует в основном «представительная» демократия, когда решения принимают «избранники народа». Во-вторых, надо понимать, что идеализировать афинскую демократию не стоит: граждане Афин составляли менее 1/5 населения, остальные — женщины, некоренные афиняне, рабы — не имели прав. Пороки афинской демократии многократно отмечались жителями античного мира. Причиной гибели афинской государственности является внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее заданными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством. Наряду с процветанием небольшой группы крупных землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов

1. Все это привело афинскую демократию к острому кризису. Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 431 г. до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой — с другой. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к утрате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, повлекло олигархический переворот, спровоцированный крупными рабовладельцами, тяготившимися демократическими порядками2. Вскоре демократия была восстановлена, но последовал новый олигархический переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опустела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей уже достаточной помощи от государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту — единственного союзника перед лицом угнетаемых рабов. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация в греческом мире привела к ослаблению всей полисной системы и падению демократических институтов. Веру древних греков в демократию развеял Александр Македонский, завоевавший «половину мира», и в том числе Элладу, всего за 10 лет. В 338 г. до н.э. в битве при Херонее греки потерпели поражение и вынуждены были признать гегемонию Македонии. В 86 г. до н.э. Афины были взяты штурмом римскими легионами под командованием Суллы и, в конце концов, вместе с остальной Грецией вошли в состав Римского государства.

Афинское право. Право древних Афин отличалось особой жестокостью. Впервые оно было кодифицировано при правлении архонта Драконта в 621 г. до н.э. Эти первые писаные нормы, к сожалению, до нас не дошли. Драконт включил в законодательство ряд существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на нее. Из сообщений древних авторов известно, что законы санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливали жесткие наказания. Смертной казнью карались святотатство, умышленное убийство, кража овощей, праздность. Плутарх отмечал, что по Законам Драконта почти за все преступления предусматривалась смертная казнь. Нарушителей божественного (справедливого) порядка после казни запрещалось хоронить. Однако по мере демократизации Афинского государства смягчались и его законы. Народ взял на себя функцию законотворчества. В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Законы Солона не ограничивались нормами, посвященными государственному устройству. Они также содержали в себе нормы гражданского и уголовного права. В V—IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права. Если раньше законы считались данными от бога, то теперь они стали твориться людьми и были направлены на то, «чтобы жить счастливо». Осознание всеобщего блага как цели государственной правовой жизни означало отход от божественной предначертанности права, переход к идее его целесообразности. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и отец, и мать были гражданами Афин. Полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: право на свободу и личную независимость от другого человека, на земельный участок, помощь от государства в случае материальных затруднений, на участие в делах государства, на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем: беречь свое имущество, трудиться на земельном участке, защищать полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественно-политической жизни государства. Богатые граждане несли также особые повинности в пользу государства (литургию).Между полноправными гражданами и рабами, как уже говорилось, существовал промежуточный слой — метеки. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Жители других полисов и иноземцы права гражданства не имели, они находились под охраной афинских законов, но платили налог на землю и недвижимость. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежащих частным лицам, и рабов, принадлежащих государству. Рабы частных лиц не могли иметь собственность. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею. Отношение господ к рабам было, как правило, гуманным. Хозяин мог наказывать своего раба, но не имел права его убивать. Жестокость и садизм в отношении рабов были грекам органически чужды. Варварские обычаи калечить рабов и пленных, обрезая им носы и уши, распространенные в то время на Востоке (например, в Персии), в Греции отсутствовали. В Афинах существовала частная и государственная собственность. Государству принадлежали рудники, шахты, военный флот и т.д. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, строения, рабы, скот) и «невидимое» (деньги, драгоценности). В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (ипотека), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, в дальнейшем оказал заметное влияние на римское право. Среди вещных прав были известны владение и собственность. В афинском праве владение понималось как фактическое обладание имуществом. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжаться землей, скотом, рабами и пр. Частная собственность охранялась суровыми законами. В отличие от стран Древнего Востока в Афинах имущественные отношения и гражданский оборот получили гораздо большее развитие. Однако в законах не содержалось детально разработанных положений о правах собственника.Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта (правонарушения). Неисполнение договорных обязательств до реформ Солона влекло личную ответственность должника (кабалу). В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялись задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажа, найма, ссуды, подряда, займа, хранения, поручения. Обязательства, вытекающие из деликтов, возникали в случае причинения любого вреда имуществу. Обычаи и законы исходили из понятия широкой правои дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины». В афинском праве получили развитие брачно-семейные отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, безбрачие считалось аморальным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья, многоженство запрещалось. Брак сопровождался договором жениха с главой семьи невесты и платой за невесту. При этом невеста не всегда наделялась приданым. Развод для мужчины не составлял сложности, для женщины же был весьма затруднен. Цель брака диктовалась общегосударственными и частными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчика украшали оливковыми ветвями, девочку — шерстяными нитками. Младенца клали в купель, куда добавляли вино. Родители больше внимания уделяли мальчику: в семь лет его отдавали под опеку отца. Девочку могли выгнать из дома. К слабому полу относились высокомерно и даже презрительно. Афинянки были вынуждены вести замкнутый образ жизни, они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, мужа, братьев. Уделом женщин было домашнее хозяйство, затворничество: даже покупки на рынке совершали мужчины. Однако афинская замужняя женщина была не совсем бесправна перед мужем. В вопросах, касающихся ее домашних обязанностей, жены имели решающий голос. Так, Ксантиппа, жена Сократа, ругала и даже била своего мужа за то, что он не приносил домой денег, а проводил время в разговорах. Зарабатывать на жизнь было обязанностью мужчины как главы семьи. Власть домовладыки была весьма значительной. Нарушение супружеской верности не имело для мужа негативных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти — совершеннолетний сын. Женщина не могла от своего имени заключать сделки. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Согласно обычаю обедневшие родители могли рассчитывать на помощь своего сына. По законам Солона сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. С другой стороны, отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать его из дома, если тот не оказывал ему уважения. До реформ Солона отец мог продать детей в рабство, мог искалечить их и даже убить. Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали вне семьи, в кругу себе равных или в обществе гетер. Последние занимали особое место в афинской жизни. Они обладали значительной свободой и независимостью, достигали такого уровня культуры и образованности, который был абсолютно недоступен замужним женщинам, и зачастую завоевывали уважение умнейших людей того времени. Древнеафинское право знало наследование имущества по закону и завещанию. Преимущество в получении наследства имели сыновья. Преступления были классифицированы. Афинскому праву известны были государственные преступления, преступления против семьи, личности, собственности. К особо опасным преступлениям против государства было отнесено внесение противозаконных предложений в народное собрание. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества, умышленное убийство. Серьезными прегрешениями считались также клевета, плохое обращение детей с престарелыми родителями, похищение девушки. Особую группу составляли преступления против военной службы (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности). Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы, занимался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточничестве, хищении, могли откупиться штрафом в 10-кратном размере. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав (атемия). Осужденный к смертной казни мог сам исполнить приговор, избрав яд, меч или веревку. Афинских граждан, за редким исключением, телесным наказаниям не подвергали. Не было у них и таких жестоких форм казни, как распятие, сажание на кол, сдирание кожи. В этих вопросах греки, а в особенности афиняне, предвосхитили гуманистические традиции Нового времени. Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказания, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. Наказанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека. Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось выше, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов, дела о разбое, краже и других имущественных преступлениях — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе входили в ведение третейского суда. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание. Судебное разбирательство могло начаться при поступлении заявления от полноправного афинского гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, раба — его хозяин. Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей. Судопроизводство знало следующие стадии процесса: предварительное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора и последнее слово осужденного. Вначале брались объяснения от обвиняемого (ответчика), опрашивались свидетели, исследовались доказательства. Затем оглашались жалоба истца и возражения ответчика, стороны произносили речи, в ходе которых оглашались документы и свидетельские показания. По окончании судебного следствия присяжные решали вопрос о виновности. На приговоры и судебные решения могла быть подана апелляция. Высшей судебной и апелляционной инстанцией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали. Для разбирательства дела в суде выделялось определенное время, равное 9,5 часам, в пересчете на воду для клепсидры (водяных часов). Клепсидра запускалась, когда участнику процесса предоставлялось слово. Обычно подсудимые добивались снисхождения, слезно упрашивая судей внять их просьбе и мольбе, взывая к жалости, приводя в суд своих плачущих детей, скорбящих родных, друзей, знакомых. Процессуальная форма особенно тщательно соблюдалась, если подсудимому грозили смертная казнь, заключение в тюрьму, изгнание из Афин, конфискация имущества. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Все заботы по ведению процесса ложились на самого гражданина. Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников — помощников не существовало. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц при подготовке к судебному разбирательству и вынуждены были заучивать написанные им речи наизусть. Если государственный процесс истец проигрывал трижды, то он считался лишенным общественного доверия. Форма разбирательства была обвинительной. Помимо клятвы, показаний под пыткой самым важным доказательством считалось письменное, поскольку его трудно подвергнуть изменению. Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Они давали обещание судить по законам, не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было. Голосование было тайным и осуществлялось при помощи белых и черных камешков. Если случалось, что за и против обвинения подавалось равное число голосов (при одном судье, уклонившемся от голосования), то обвиняемого отпускали. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказания. Недостатком обвинительного процесса было поощрение кляузников и доносчиков. В случае осуждения они получали часть имущества осужденного, в связи с чем у людей возникало сильное искушение начинать подобные процессы. Со временем доносчики стали настоящим бедствием для судопроизводства. Не избежали подкупа и многие судьи. Вместе с тем роль суда была весьма существенной для результативности функционирования демократических порядков и традиций. Правовые воззрения древних греков оказали большое влияние на процесс становления римского права. Поведение и образ античного афинянина в некоторых отношениях вполне современны, а во многом афиняне, особенно в классический период развития Греции, опередили нас — людей ХХ—ХХI вв.

Гос.строй Спарты.Полис Спарта располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство возникло примерно в IX в. до н.э. Оно продемонстрировало иной путь развития, чем Афины. Если в Афинах в связи с возникновением государства родоплеменные отношения практически исчезли, то в Спарте процесс возникновения государства сопровождался сохранением остатков родовой организации. Установление общественного и государственного строя Спарты связывают с именем легендарного Ликурга. О нем в исторических источниках говорится по-разному. В одних источниках сообщается, что он был законодателем Спарты в IХ—VIII вв. до н.э. Его законодательство появилось в обстановке острой борьбы в спартанском обществе и было направлено на смягчение назревших в нем противоречий, что способствовало консолидации общества. В соответствии с другими источниками он был сыном спартанского царя. Вернувшись домой из путешествия по миру, он привез в Спарту три бесценные вещи: «разумное государственное устройство, мудрые и твердые законы и поэмы Гомера». Существует и точка зрения, согласно которой Ликург как историческая личность не существовал. Время его реформ точно не установлено. Организация политической власти выражалась в существовании двух родоплеменных вождей (как результат объединения дорийских и ахейских племен после завоевания дорийцами ахейских земель). Такая организация власти не давала гарантий установления господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, обеспечивающей интересы завоевателей. Происходила трансформация военной демократии спартиатов в аристократическую рабовладельческую республику. В Спарте сложилось своеобразное рабовладельческое общество, сохранившее существенные элементы жизни архаической родовой общины. Полноправными гражданами являлись лишь жители Спарты — спартиаты. Они были обеспечены земельными наделами. Здесь не допускалась частная собственность на землю. Кроме того, господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартиатов, называвших себя «общиной равных». Земля была разделена на 9000 примерно равных неделимых участков, которые нельзя было продать, подарить или завещать. Спартиаты обитали в одинаково скромных жилищах. Свой дом спартиат мог строить только при помощи топора, пилы и молотка. Всякая роскошь осуждалась. Спартиаты носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения — вместо них имели хождение тяжелые железные деньги. Единство спартиатов обеспечивалось совместными обедами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячный натуральный взнос в единую казну. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» и лишался политических прав. Существовал довольно жесткий кодекс поведения спартиатов от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу. Жили спартиаты в поселениях, напоминавших своеобразные военные лагеря, их быт был строго регламентирован. Спартиаты должны были заниматься только военным искусством и спортом. Детей с семи лет отдавали на воспитание в специальные школы. Мальчики содержались в суровых условиях, их подвергали жесткой муштре. По ночам юноши делали засады на дорогах и нападали на запоздавших. Их приучали к жестокости. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали, быстро бегали, учились метать копье. Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого — усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель — получить хороших воинов. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов. Женщины, почти полностью освобожденные от ведения домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности. Другой социальной группой были периэки — лично свободные граждане, которые не обладали политическими правами, хотя в других отношениях были правоспособны. Они могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Значительный социальный слой составляли илоты — представители побежденных народов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату, несли также военную службу. Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартиаты бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в зародыше любые попытки к освобождению. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время. Закабаление илотов было специфической формой рабства. Илоты не были товаром, подобно рабам, и свободно 
распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины. Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. За время существования Спарты ее строй претерпел небольшие перемены. Созывалось народное собрание (апелла). Оно решающей роли в государстве не играло. В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летноего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств. Рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение или неодобрение предложенным решениям, они заслушивали выступления и голосовали. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения споров. Оно участвовало в разработке законодательства, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Вместе с тем народное собрание не могло обсуждать финансовые и судебные проблемы. Ограниченный круг решаемых народным собранием вопросов давал возможность спартанской олигархии влиять на его работу. Созыв народного собрания производился раз в месяц (кроме чрезвычайных случаев). Со времен родоплеменной организации общества сохранился совет старейшин (герусия), состоявший из 28 виднейших представителей спартиатов. Компетенция его была довольно широка: совет предварительно обсуждал дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании, руководил военными, финансовыми и судебными делами. Со временем его значение снизилось. Во главе государства стояли два царя (архагета), которые выполняли функции военных вождей. Власть архагетов, в отличие от власти родоплеменных вождей, была наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые восемь лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.Положение архагетов было почетным. Они получали бо́льшую часть военной добычи, выполняли жреческие функции, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом даровать жизнь или смерть. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены. Повседневное фактическое руководство государством принадлежало эфорам — выборным должностным лицам. Эфоров было пять. Они составляли единую коллегию 

Первоначально эфоры фактически считались помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. Впоследствии власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов — в походах их сопровождали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. В их компетенции находились внешние сношения, внутреннее управление страной, гражданская юрисдикция, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц. При этом сами эфоры отчитывались о своей деятельности только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом иметь собственный стол и не участвовать в общих сисситиях.Спарта, превратившаяся в мощную военную организацию, стала господствующей среди греческих государств. К V в. до н.э. она установила свою гегемонию почти над всем Пелопоннессом. Вместе с тем усилились процессы имущественной дифференциации спартиатов и развития товарноденежных отношений. Былой аскетический спартанский образ жизни начал уходить в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов привело к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушалось, ее военная и экономическая мощь падала. С сокращением числа полноправных спартиатов в Спарте стали появляться военные наемники. Предпринимавшиеся в III в. до н.э. по требованию разорившихся спартиатов попытки восстановить старые порядки путем перераспределения земли, уничтожения долгов, восстановления военного могущества путем предоставления прав гражданства неполноправным жителям Спарты потерпели крах. Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки общинного строя1. Особенности государственно-правового развития в Спарте, режим военной демократии обусловили застой политической и экономической жизни общества. В середине II в. до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, попала под влияние Рима.

Право Спарты.Спартанцы гордились своим законопослушанием, полагали его величайшим благом. В основе законодательства Ликурга лежат четыре ретры (законодательных изречения). Они жестко регламентировали все сферы частной и публичной жизни спартанской общины.

Имущественные отношения были неразвиты. Господствовал натуральный обмен, отсутствовали товарно-денежные отношения. Официальные законы запрещали сделки с землей. Специальными предписаниями указывалось, какую одежду носить и какую пищу употреблять. Это делалось для того, чтобы препятствовать возникновению имущественного неравенства. Спартанские законы устанавливали равноправие, не позволяли кичиться богатством, предписывали равным быть воинами. В IV в. до н.э. после принятия по инициативе эфора Эпитадея закона, разрешившего дарить и завещать земельные участки, социальное расслоение привело к сокращению числа полноправных граждан. Строго регламентировались брачно-семейные отношения. Рождение мальчика — будущего воина — было высшим предназначением семьи, поэтому брак являлся долгом. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община. Брак мог заключаться и по жребию. Такие чувства, как любовь и симпатия, высмеивались. Дети не принадлежали родителям. Их отбирали у них и воспитывали в специальных заведениях в аскетической обстановке. Правонарушение в Спарте сразу влекло наказание. Уголовные преступления карались исключением из числа равных, чего спартанец боялся больше смерти.


23.01.2015; 16:12
хиты: 2920
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь